Наталья Медведева
Комплекс музыкальных занятий для детей старшей группы «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Конспект
Доминантного музыкального занятия
по теме: «Изобразительность в музыке»
Цель: Учить различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ.
Задачи:
1. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное
содержание через пластику движений под музыку.
2. Развивать умения координировать свои движения с музыкой, её темпом и ритмом.
Публикация «Комплекс музыкальных занятий для детей старшей группы „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
3. Развивать музыкальный слух и вкус, через приобщение детей к классической музыке.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель исполняет «Солдатский марш» Р. Шумана. Дети маршевым шагом заходят в зал. Пройдя круг, останавливаются вместе с музыкой.
Музыкальный руководитель:
Ребята, под какую музыку вы сейчас вошли в зал? Давайте вспомним жанры в музыке и подумаем, к какому из них можно отнести данное произведение.
Дети предлагают свои варианты. Отвечают марш.
Музыкальный руководитель:
Да, музыка активная, с отчётливым ритмом, и конечно, появляется желание под неё шагать. В марше всегда отчётливый ритм, а также двух или четырёхдольный метр. Это значит, что под него удобно считать до двух или до четырёх. Марш, под который вы вошли в зал, называется «Солдатский марш». Его написал композитор Р. Шуман. Когда маршируют солдаты, они шагают все вместе, в ногу, чеканят шаг. Этот марш громкий, чёткий, бодрый. Теперь, зная характер марша, вы можете ещё пройти по кругу.
Дети маршевым шагом идут по кругу. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за тем, чтобы дети при ходьбе держали корпус и голову прямо. Плечи должны быть отведены назад, руки (немного согнуты в локтях) свободно покачиваться в такт музыке и координироваться с движениями ног.
Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стулья, прослушать «Этюд» Ф. Бургмюллера и определить характер движений под данное произведение.
Дети прослушав произведение понимают, что под музыку «Этюда» можно шагать.
Музыкальный руководитель старается своим исполнением подсказать детям характер движений и предлагает хлопнуть в ладоши там, где возможны поскоки. Дети угадывают.
Музыкальный руководитель:
Правильно, ребята. Музыка имеет прекрасные изобразительные свойства. Там, где нужно шагать, она чёткая и ритмичная, а где хочется сделать поскоки, ритмический рисунок становится неровным, а звуки стремятся вверх. А как же мы определим остановки в музыке?
Дети предлагают варианты ответов.
Музыкальный руководитель:
Музыкальное произведение, как и литературное, поделено на предложения. Только в музыке они называются музыкальные предложения. А внутри, эти предложения делятся на музыкальные фразы. Давайте, определим в «Этюде» музыкальные фразы и предложения.
Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стулья и исполняет «Этюд».
Музыкальный руководитель:
А чтобы вам было легче определить музыкальные фразы, мы вместе придумаем слова к «Этюду».
Музыкальный руководитель предлагает использовать слова-действия.
Музыкальный руководитель:
Шаг,шаг,шаг,шаг,
Скок,поскок…
А что вы будете делать дальше? Ведь музыка продолжает звучать…
Дети размышляют.
Музыкальный руководитель подсказывает, что музыка ставит точку и предлагает произнести слово «стоп», чтобы поставить эту точку.
Музыкальный руководитель:
Давайте послушаем, что получилось:
Шаг, шаг, шаг, шаг,
Скок, поскок и сто-оп.
Вот таким образом у нас заканчивается первое предложение, которое внутри состоит из двух фраз. Первая фраза приходится на шаг, а вторая на поскоки.
Музыкальный руководитель предлагает детям построиться в круг и повторить движения, сопровождая их словами-действиями.
Далее музыкальный руководитель предлагает детям превратиться в лошадок, выставив правое «копытце» вперёд и двигаться прямым галопом под произведение Р. Шумана «Смелый наездник».
Музыкальный руководитель следит, чтобы подбородок у детей был приподнят, голова чётко направлена вперёд, руки находились на поясе. Дети могут «цокать» языком во время движения. Таким образом, дети, не задумываясь, будут выделять сильную долю.
На следующем занятии музыкальный руководитель может уже более подробно остановиться на изобразительных свойствах данного произведения.
В заключение, детям предлагается проявить свою фантазию и придумать танцевальную композицию под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем раздаёт детям шарфы из органзы или любого лёгкого материала и показывает действия, которые можно совершить с данным атрибутом.
Звучит Вальс (си-минор) Ф. Шопена. Дети фантазируют и выполняют любые движения.
Занятие завершается, дети в хорошем настроении покидают зал.