Папки-передвижки

Педагогический проект «Экологическая тропа в детском саду»

Роза Абдульменова
Педагогический проект «Экологическая тропа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА ДЕТСКОГО САДА «ПЧЕЛКА»

Полное название проекта : Экологическая тропинка детского сада «Пчелка»

Вид, тип проекта : образовательный, долгосрочный, групповой

Актуальность

Публикация «Педагогический проект „Экологическая тропа в детском саду“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Поэтому мы решили создать экологическую тропинку, где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.

Цель проекта :

Воспитание осознанного отношения ребенка к природе.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи проекта :

• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Место проведения: территория детского сада.

Сроки проведения: постоянно, начиная со средней группы детского сада.

Участники: воспитанники, родители, педагоги.

Возраст детей: с 4-х до 7-ми лет.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Представления, получаемые детьми в ходе изучения экологической тропы. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага. Питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому они там растут. Погодные условия не постоянны – в течение года они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях.

Формы проведения: наблюдения во время прогулок, целенаправленные экскурсии, НОД, организация самостоятельной деятельности детей; продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы создания и оформления тропы

I. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

II. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

III. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

IV. Составление паспорта всех точек тропинки.

V. Изготовление выносных знаков.

VI. Составление рекомендаций по работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

• Развитие у детей познавательного интереса к растениям участка; они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.

• Развитие эмоционального и художественного восприятия красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях.

• Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием и хорошими условиями, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность.

• Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологического образования.

Состав экологической тропинки

1. «Елочки»

Цель: познакомить детей с елью как хвойным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Наблюдать за деревом в разные времена года

2. «Сосна»

Цель: познакомить детей с елью как хвойным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева.

3. «Береза»

Цель: познакомить детей с березой как лиственным деревом, дать представления о структуре, пользе и использовании дерева. Наблюдать за деревом в разные времена года.

4. «Тополь»

Цель: познакомить детей с тополем как лиственным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.

5. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

6. «Яблоня»

Цель: познакомить детей с яблоней как лиственным деревом, дать детям представления о структуре, пользе и использовании дерева. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.

7. «Кусты: черемуха, смородина»

Цель. Познакомить детей с черемухой, смородиной как видами кустарников, обогатить представления детей о структуре куста. Наблюдать за кустами в течение года: как изменяется облик растений в разное время года, что появляется весной, осенью.

8. «Огород»

Цель: формировать представления о разнообразии растений, их особенностях; вызывать интерес к труду, исследованиям на огороде.

9. «Метеоплощадка»

Цель: наблюдать за явлением природы – ветром, направлением ветра.

10. «Цветы на клумбе».

Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях; вызывать интерес и желание заботиться о растениях.

Оформление результатов

Оформление альбомов, выставки поделок из природного материала, презентация слайд-шоу.

Подведение итогов работы на экологической тропинке : выступления на педсоветах, семинарах, обобщение опыта работы.

Литература

1. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.

2. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях /С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1993.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : 1998.

4. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений /С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. /Н. А. Рыжова. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Осень, осень в гости просим!» Составители проекта: воспитатели Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: познавательно-образовательный Цель проекта: создать условия для.

Педагогический проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами кружка «Юный эколог» Актуальность Экологические проблемы и катастрофы человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Экологическая тропа в детском саду»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 20:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Экологическая тропа в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Роза Абдульменова (УИ 271379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД