Наталья Пышнова
Инновационный проект «Классическая музыка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
Классическая музыка в детском саду
Автор проекта :
Пышнова Наталья Викторовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – д/с № 3»
Продолжительность проекта : долгосрочный (год)
Тип проекта : творческий
Место реализации: МБДОУ ЦРР - д/с №3
Вид деятельности: познавательный.
По форме реализации: групповой.
Публикация «Инновационный проект „Классическая музыка в детском саду“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Форма представления: концерты, занятия, беседы.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет; воспитатели; музыкальный руководитель; родители; социальные партнеры – ученики детской музыкальной школы.
Цель проекта :
- создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у детей по разным причинам) путем использования образовательных возможностей культурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта :
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
- развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов;
- побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении;
- познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными исполнителями, в том числе юными вокалистами, музыкантами из ДШИ;
- создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;
- развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности;
- способствовать раскрепощению детей и повышению их уверенности в себе.
Ожидаемый результат:
Дети:
• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
• более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
• находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
•различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки
•определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
•получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми, стремятся к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать
• знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора,
•участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных
Родители:
• активные и заинтересованные участники педагогического процесса
• повышение общей и музыкальной культуры
•имеют представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства
•слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей
• презентация проекта
• фотографии для выставки
Актуальность проекта : приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Гипотеза: влияние на музыкальность, нравственно - эстетическое развитие детей, включение родителей в музыкальную деятельность дошкольного образовательного процесса.
Новизна: гармонизация детско-родительских отношений через реализацию принципа сотрудничества детей и взрослых путём организации совместной проектной деятельности;
развитие у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Этапы реализации проекта
Первый этап - организационный.
Направления работы: определение цели и задач проекта.
Содержание: анализ музыкального развития детей в начале проекта.
Второй этап – практический.
1. Определение уровня подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки.
2. Знакомство детей с произведениями П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича,
С. Прокофьева, М. Глинки, и др.
3. Закрепление знаний по произведениям из "Детского альбома" П. И. Чайковского; создание образов.
4. Интегрированная деятельность: рисование и музыка, движение - ожившие музыкальные образы.
5. Выступление детей ДШИ ст. Тбилисской.
6. Музыкально- литературный вечер с участием родителей "Чайковский - детям".
7. Тематическая беседа-концерт «Вальс».
8. Знакомство со старинными танцами - менуэт, полонез.
Тематический концерт «Танцы кукол».
Третий этап – заключительный.
Сравнительный анализ музыкального развития детей в конце проекта. Музыкальная беседа «Поговорим о музыке» для детей, родителей и педагогов сада.
Реализация проекта :
• выявление учреждений культуры, находящихся в непосредственной близости от МБДОУ ЦРР д/с № 3;
• выявление возможности связи образовательных учреждений в рамках реализации проекта;
• составление плана работы по реализации проекта, который предполагает культурные события на базе МБДОУ ЦРР д/с №3;
Основные направления проекта :
• Развитие познавательной активности детей.
• «Родительский университет» - организация гостиных и активное участие родителей в совместных мероприятиях
Основные формы работы проекта :
• проведение и анализ занятий, мероприятий в ДОУ;
• проведение акций в ДОУ.
Описание проекта :
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательных учреждениях.
Музыкальные термины, используемые в ходе реализации проекта :
Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка основывается на способности человека ассоциировать слуховые ощущения с собственными переживаниями, с состояниями и процессами внешнего мира.
Музыкальность – комплекс индивидуально - психологических особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью. Основным признаком музыкальности является способность переживать музыку эмоционально, отзываться на музыку, воспринимать звуковую ткань достаточно тонко и дифференцированно (Б. М. Теплов).
Музыкальное воспитание – область эстетического воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Музыкальная деятельность – сочетание всех видов музыкальной деятельности в процессе музыкального развития. В современной теории и методике музыкального воспитания дошкольников музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох); исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения); творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах); музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства); музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).
Музыкознание – наука о музыке, рассматривающая её в теоретическом и историческом плане (теория музыки, история музыки, музыкальная эстетика, музыкальная критика и другое).
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительском воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Мелодия – слово греческое, означает «пение», «напев». Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения, имеет тот или иной ритм, складывается из семи основных звуков лада.
Ритм – греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритм, это чередование звуков, различных по длительности и силе звучания.
Нотное письмо (нотация) – система графических знаков для записи музыки, а также сама её запись.
Аккорд – одновременное сочетание нескольких (не менее трёх) звуков различной высоты.
Гармония – слово греческое, означает «созвучие», «стройность», «соразмерность». Гармония – одно из самых важных выразительных средств в музыке, основанное на сочетании, взаимосвязи звуков в созвучиях, в аккордах.
Балет – от итальянского «балло», что означает «танец», «пляска». Главное в балете – союз танца и музыки. Танцовщицы и танцоры, исполняющие массовые сцены и танцы, составляют кордебалет, что в переводе с французского означает «личный состав», «корпус» балета. Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов.
Опера – в переводе с итальянского означает «произведение», «действие». Опера родилась в Италии в конце 16 века. Опера – это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют. Обычная человеческая речь в оперном спектакле или вообще не звучит, или звучит лишь в отдельных немногочисленных эпизодах. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор и симфонический оркестр.
Оркестр – группа музыкантов, исполняющая одно музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах. Существуют оркестры симфонические, народных инструментов, духовые, эстрадные, камерные и другие.
Дирижёр – в переводе с французского означает «управлять». Дирижёрами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров. Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.
Литература:
Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой
Программа «Камертон» Э. Костиной
Журнал «Музыкальный руководитель»
«Первая встреча с музыкой» А. Артоболевская.