Татьяна Пономарева
Педагогический проект в старшей группе «Как создать мультфильм»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
«Как создать мультфильм»
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели)
Участники проекта : дети старшей группы «Вишенка»
Руководитель проекта : воспитатель
Пономарева Т. А.
Г. Саратов 2017г.
Тема проекта : «Как создать мультфильм»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид проекта :
Темочки:
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
По доминирующему методу: информационный, творческий.
По характеру содержания: включает ребенка и общество.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный (3 недели).
Актуальность выбора темы.
Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность, познавательную и творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы. Как показал опрос воспитанников МДОУ Д/с № 53 г. Саратова старшего дошкольного возраста, проведенный педагогами ДОО, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% - хотели бы сами научиться создавать мультфильмы.
Мультипликация, или анимация, - это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями. Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:
– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
– познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
– художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– физического развитие (развитие мелкой моторики рук)
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
В связи с этим мы решили узнать больше о мультфильмах, их создании и снять свой собственный анимационный фильм по русской народной сказке «Репка».
Особенности данного проекта :
• Показать детям как делаются мультфильмы;
• Углубить и расширить знания детей о мультфильмах;
• Привлекать исследовательские, познавательные навыки и умения у детей.
Проблема: Дети знакомы с мультфильмами, любят и смотрят их, но не знают, как они делаются.
Мы поставили перед собой Цель - показать детям, как создаются мультфильмы и попробовать создать свой анимационный фильм.
Задачи проекта :
• узнать, какие виды мультипликации существуют;
• понять, как создаются мультфильмы;
• изучить процесс создания мультфильма :
1. Определение общей идеи мультфильма.
2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
4. Покадровая съёмка мультфильма.
5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
6. Озвучивание фильма.
7. Совместный просмотр.
• создать собственный анимационный фильм.
Гипотеза: мы предположили, что создать мультфильм могут даже дети при поддержке взрослого и наличии технического обеспечения.
• изучение литературы по данной проблеме, поиск Интернет – ресурсов;
• наблюдение, экспериментирование, сравнение (предварительное исследование и изучение изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи);
• организация продуктивной деятельности (совместная с педагогом работа над изготовлением персонажей, декораций)
• съёмка мультфильма, проведение озвучивания и монтажа;
• анализ (организация совместного просмотра и обобщающей беседы).
Тип проекта :
• По количеству участников: вся группа.
• По направлению: познавательный.
• По контингенту: возрасту (5-6 лет).
• По продолжительности: 2-3 недели.
Цель, поставленная перед детьми: узнать, как создается мультфильм, создать собственный кукольный мультфильм (анимационный фильм).
Задачи обучения детей:
Формировать представление детей о мультфильмах, о том, кто и как их создает.
Познакомить с технологией создания анимационного фильма;
Научить детей создавать анимационный фильм, создать собственный мультфильм по сказке «Репка».
• формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи
• развивать творческие способности детей;
• активизировать познавательные процессы.
Виды детской деятельности:
• восприятие художественной литературы (знакомство с детской литературой, жанровыми особенностями сказки);
• коммуникативная деятельность (в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
• познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение и экспериментирование (побуждение дошкольников к активному предварительному исследованию и изучению изображаемых объектов и явлений с целью правдоподобной их передачи, решение проблемно-поисковых ситуаций;
• продуктивная изобразительная и конструкторская деятельность (работа над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов);
• игровая деятельность (театрализованные игры в процессе реализации проекта).
Формирование предпосылок учебной деятельности:
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков дошкольников:
• выявить проблему;
• самостоятельно решать нужное решение;
• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель, поставленная перед педагогом : Применить на практике инновационную технологию обучения и воспитания – обучение методом проектирования.
Задачи:
• Пополнить пед. процесс пособиями, наглядными материалами по ознакомлению с окружающим (мультипликация).
• Развивать навыки планирования (умение четко формулировать цель, определять основные шаги по достижению поставленной цели, сроки и средства).
• Развивать прогностические умения (уметь видеть предполагаемый результат деятельности).
• Формировать позитивное отношение к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
• Осуществлять подбор информации, наглядного, дидактического материалов по выбранной теме проекта с учетом возрастных особенностей детей.
• Осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей через применение проектного метода.
• Повышать уровень самообразования.
Предполагаемый результат проекта : создание собственного анимационного фильма (кукольного мультфильма) по сказке «Репка».
По окончании проекта дети :
Имеют представление о мультфильмах, о том, кто и как их создает.
Знают, что нужно для того, чтобы создать кукольный мультфильм (определить общую идею м/фильма, написать сценарий (или выбрать худ. произведение, по мотивам которого будет сниматься м/фильм, подобрать и изготовить декорации, выбрать режиссера, героев, распределить роли, выбрать оператора, монтажера, провести озвучивание, организовать премьеру м/фильма, запустить м/фильм в прокат (размножить копии) и т. д.).
С помощью взрослого могут создать собственный кукольный мультипликационный фильм.
Умеют работать в коллективе, сотрудничать и помогать друг другу;
Могут рассказать, что мультфильмы развивают такие качества как: доброта и взаимовыручка, смелость, честность и дружба.
Знают, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
Этапы работы над проектом
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
Подгото-вительный
(13-17 марта 2017г.)
1. Дает детям необходимые знания (знакомит детей с видами мультфильмов, технологией их создания, даёт знания о профессиях людей, участвующих в создании мультфильмов).
2. Формулирует проблему (цель - показать детям, как создаются мультфильмы).
3. Помогает определить продукт проекта (собственный анимационный фильм по сказке «Репка»).
4. Помогает в решении задачи ( осуществляет сбор материала: разные виды книг по сказке «Репка», подбор и изготовление героев и декораций (совместно с детьми).
5. Помогает спланировать деятельность ( намечает вместе с детьми ход съемки фильма: последовательность, содержание, создает карту-схему.
6. Организует деятельность. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
5. Объединение детей в рабочие группы (группа репортеров, операторов, помощников режиссера и др.).
6. Определение амплуа, выбор ролей для озвучивания.
II этап
Основной (21-28 марта 2017г.) 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта (создание анимационного фильма по русской народной сказке «Репка»).
9. Производит компьютерную обработку материала с помощью программы по созданию фильмов. 7. Формирование специфических знаний, умений и навыков.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Знакомятся с компьютерной программой по созданию фильмов (наблюдают за деятельностью педагога).
III этап
Заключительный (29-31 марта 2017г.) 10. Презентация (организует просмотр детьми собственного кукольного мультфильма по сказке «Репка», показ фильма сотрудникам, родителям ДОУ).
11. Анализ (проводит с детьми обобщающую беседу о проделанной работе, осуществляет подведение итогов). 10. Представляют (зрителям) продукт деятельности.
11. Анализируют проделанную работу по созданию мультфильма, формулируют выводы.
Карта-схема реализации проекта
№ Этапы проекта Срок Методы Задачи
1 Узнавай-ка 13-15 марта 1. Сбор информации о мультипликации. 1. Познакомить детей с видами мультфильмов и технологией их создания;
2. Дать знания о профессиях людей, участвующих в создании мультфильмов.
2 Копилка С 13-17 марта 1. Сбор разных видов книг по сказке «Репка», подробное их изучение (совместно с детьми).
2. Сбор материала: приобретение кукол настольного театра по сказке «Репка»
3. Подбор и изготовление декораций (совместно с детьми). 1. Вспомнить с детьми сказку «Репка», прочитать сказку.
2. Собрать разные виды книг по сказке «Репка», совместно с детьми подробно рассмотреть и изучить их.
3. Выбрать нужные куклы.
4. Учить детей рисовать, клеить и вырезать разные виды декораций.
3 Модель 20 марта Создание схематической модели 1. Закрепить последовательность выхода героев мультфильма, которые участвуют в вытягивании репки
4 Продукт 21-28 марта Создание кукольного мультфильма по русской народной сказке «Репка» 1. Показать способ создания кукольного мультфильма (объёмная анимация, создать собственный анимационный фильм по сказке «Репка».
5 Презентация 29 марта Просмотр собственного кукольного мультфильма по сказке «Репка». 1. Показать детям, какой у нас получился мультфильм;
2. создать радостное настроение в группе;
3. учить детей быть дружными и сплоченными как герои в сказке, приходить на помощь людям.
6 Анализ 30 марта Обобщающая беседа о проделанной работе, подведение итогов. 1. Проанализировать проделанную работу по созданию мультфильма, подвести к выводу о том, что для того, чтобы сказка появилась на экране, требуется большая и трудоемкая работа многих людей.
Анализ реализации проекта :
На первом этапе (узнавай-ка) был произведен сбор информации о том, что такое мультипликация, какие бывают мультфильмы, кто и как их создаёт.
На втором этапе (копилка) Мы вспомнили с детьми сказку «Репка», рассмотрели иллюстрации к сказке в разных книгах, созданные разными художниками, повторно прочитали и продраматизировали сказку; выбрали нужные куклы для постановки спектакля; подобрали и изготовили декорации.
Третий этап (модель) проекта направлен на систематизацию и упорядочивание большого объема собранного материала. Была создана с детьми модель. Дети учились создавать мультипликационных героев в технике «аппликация». Наклеивали героев поочерёдно, чтобы закрепить последовательность их выхода.
На четвёртом этапе детям был показан способ создания кукольного мультфильма (объёмная анимация, осуществлялось практическое создание детьми продукта - анимационного фильма по сказке «Репка».
На пятом этапе мы показали детям мультфильм, который они создали сами, провели беседу о дружбе и взаимовыручке. У детей было создано положительное настроение.
На шестом этапе была организована обобщающая беседа о проделанной работе, произведено подведение итогов.
Вывод: Таким образом, в результате реализации проекта дети узнали, какие виды мультипликации существуют, поняли и изучили процесс создания мультфильма и создали свой собственный анимационный фильм. Гипотеза о том, что создать мультфильм могут даже дети при поддержке взрослого и наличии технического обеспечения, подтвердилась.
Обеспечение проекта
1. Литературные источники:
1. Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. - №11.
2. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.
3. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. 2013№ 8. 4. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ; 2013.
2. Технические приспособления:
• Видеокамера,
• Диктофон,
• Компьютер,
• Телевизор.
3. Игровое оборудование:
• Маски-шапочки для инсценировки сказки «Репка»
• Настольный театр «Репка»
• Декорации
4. Наглядный материал:
• Наглядность «Детям о мультипликации»
• Тематический словарь «Современные профессии»
• Литературные издания сказки «Репка» с иллюстрациями разных художников
5. Дидактический материал:
• Д/и «Кому что нужно для работы»
• Д/и «Киностудия»
• Схематическая модель сказки «Репка»
Продукты проектной деятельности
• Анимационный фильм «Репка».
• Карта-схема реализации проекта.
• Презентация «Как мы создавали мультфильм».
• Буклет «Детям о мультипликации».
• Рассказы детей «Как создать свой мультфильм».