Шуть Олеся
Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии
в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи»
По типу деятельности: познавательный, творческий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019г. – апрель 2020г.)
Участники проекта : воспитанники старшей группы, учителя-логопеды
Авторы проекта : Пономарева С. В., учитель-логопед
Шуть О. С., учитель-логопед
Скитченко А. Н., учитель-логопед
Публикация «Педагогический проект „Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Редактор: Жигалова А. Л., методист
Надым
2019
Введение
В настоящее время в нашей стране неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи (далее по тексту - ТНР).
У детейданной категории отмечается позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная вербальная память, на фоне относительно сохранных логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев, без целенаправленного педагогического воздействия, не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Наряду с общей соматической ослабленностью, у детей с ТНР отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, недостаточной скоординированности, снижении скорости и ловкости движений.
Актуальность проекта.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. Е. Левина и др.) показывают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику. Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. Н. Маевская, Е. Ф. Соботович, Г. В. Гуровец, А. Ф. Чернопольская).
Коррекция тяжелых нарушений речи должна осуществляться педагогами в процессе многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.
Основой обучения и воспитания детей с ТНРявляется создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.
Конструирование относится к одному из ведущих и предпочитаемых детьми видов детской деятельности, оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления. Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики. Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.
Для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНРнами выбрана образовательная технология LEGO-конструирования как вид творческо-продуктивной деятельности, обеспечивающей развитие психических процессов и мелкой моторики рук, а также способствующей речевому развитию дошкольников. Применение LEGO-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности детей с ТНР - формированию ориентировки, планированию, реализации речевого плана, контролюза качеством речи.
В основу применения LEGO-технологии при работе с детьми с ТНР положен деятельностный принцип. Он заключается в том, что обучение детей с ТНР направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-технической ее сторон. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.
Использование LEGO-технологии в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. В процессе конструирования совместно с ребёнком, педагогможет эффективно отрабатывать с ребёнком грамматические конструкции, например, согласование числительных с существительными («сколько в твоём домике окошек?»).
Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения или сказки.
На начало реализации проекта (сентябрь 2019 г.) диагностика речевых нарушенийвыявила:у 100% воспитанников с ТНР наблюдаются нарушения звукопроизношения,выраженные нарушения координации, снижение скорости и ловкости движений, недостаточная скоординированность движений пальцев и кистей рук.
С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа 100% дети либо не справились, либо делали ошибки. Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствует возрастной норме.
Цель проекта :коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.
Задачи проекта :
- коррекция речи детей с ТНР;
- развивать речевую деятельность детей;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Срок реализации проекта :сентябрь 2019 г. - май 2020 г.
Участники проекта : воспитанники, учителя-логопеды, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;
- развитие мелкой моторики рук;
- соответствие речевого развития детей возрастной норме;
- повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития при использовании конструктора LEGO.
Продукт проекта :Сборник развивающих игр по развитию речи для детей с ТНРс использованием конструктора LEGO.
Календарно-тематический план
по реализации мероприятий проекта
I этап – подготовительный этап (сентябрь 2019)
Организационная функция:
• изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта;
• оснащение групп и логопедических кабинетов различными наборами конструкторов линейки LEGO;
• подбор методического и дидактического материала по теме проекта.
Диагностическая функция:
• диагностика речевых нарушений.
Проектировочная функция :
• формулировка целей, задач проекта;
• определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.
№
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Подбор научно-методической литературы, статей, интернет - ресурсов по темеLEGO-конструирования Сентябрь 2019 г. Учителя-логопеды, воспитатели
2. Изучение образовательной LEGO-технологии Сентябрь 2019г. Учителя-логопеды, воспитатели
3. Составление плана реализации мероприятий проекта Сентябрь 2019 г. Учителя-логопеды, воспитатели
4. Создание картотеки по лексическим темам с краткой аннотацией. Сентябрь 2019 г. Учителя-логопеды, воспитатели
5. Проведение диагностики речевых нарушений. Сентябрь 2019г Учителя-логопеды
II этап - основной (октябрь 2019 – апрель 2020).
Исполнительская функция :
– LEGO-конструирование в совместной деятельности педагогов с детьми.
Перспективно-календарное планирование основного этапа
реализации мероприятий проекта
№
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Диагностика речевых нарушений. Сентябрь 2019 г. Учителя-логопеды
2 Выступление на групповых родительских собраниях по теме «Цели и задачи реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-ис тяжелыми нарушениями речи лет в 2019 – 2020 уч. г.». Сентябрь 2019 г. Учителя-логопеды
3. Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели») 1-2 недели октября 2019 Учителя-логопеды
4. Конструирование и обыгрывание буквы А. 3 неделя октября 2019 Учителя-логопеды
5. Дидактическое упражнение «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. 4 неделя октября 2019 Учителя-логопеды
6. Практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики дома». 4 неделя октября 2019 Учителя-логопеды
7. Оформление альбома схем моделей из LEGO. Ноябрь 2019г. – апрель 2020г. Учителя-логопеды
8. Конструирование модели «Дерево».
Обучение моделированию звуков (гласный – согласный) с помощью конструктора LEGO 1-2 недели
ноября 2019 Учителя-логопеды
9. Обучение дифференциации звуков по твердости-мягкости с использованием конструктора LEGO
Конструирование и обыгрывание буквы У. 3-4 недели
ноября 2019 Учителя-логопеды
10. Практикумдля родителей «Развиваем фонематический слух». 4 неделя
ноября 2019 Учителя-логопеды
11. Конструирование моделей домашних животных (лошадь, баран, собака)из LEGO.
Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. 1-2 недели
декабря 2019 Учителя-логопеды
12. Автоматизация звуков с опорой на LEGO. Конструирование и обыгрывание буквы О. 3-4 недели
декабря 2019 Учителя-логопеды
13. Практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков» 4 неделя
декабря 2019 Учителя-логопеды
14. Обучение чистоговоркам с использованием LEGO.
Работа над слоговой структурой слова с использованием LEGO.
Конструирование и обыгрывание буквы М. 3-4 недели
января 2020 Учителя-логопеды
15. Практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков» 4 неделя
января 2020 Учителя-логопеды
16. Проведение речевых игр «Что изменилось», «Отгадай» по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO.
Обучение составлению рассказов по постройке. 1-2 недели
февраля 2020 Учителя-логопеды
17. Выступление на групповом родительском собрании «Итоги первого полугодияреализации проекта : Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5, 5 – 6, 6-7 лет в 2019 – 2020 уч. г». 1 неделя
февраля 2020 Учителя-логопеды
18. Конструирование моделей домов.
Конструирование и обыгрывание буквы К. 3-4 недели
февраля 2020 Учителя-логопеды
19. Консультация для родителей «Речевые игры». 4 неделя
февраля 2020 Учителя-логопеды
20. Конструирование моделей мебели (кресло, стол) с использованием LEGO. 1-2 недели
марта 2020 Учителя-логопеды
21. Консультация для родителей «Игры для пальчиков».
1 неделя
марта 2020 Учителя-логопеды
22. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO.
Конструирование и обыгрывание буквы С. 3-4 недели
марта 2020 Учителя-логопеды
23. Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. 4 неделя
марта 2020 Учителя-логопеды
24. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. 1-2 недели
апреля 2020 Учителя-логопеды
25. Конструирование и обыгрывание буквы Н. 3-4 недели
апреля 2020 Учителя-логопеды
26. Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. 4 неделя
апреля 2020 Учителя-логопеды
27. Проведение речевой игры «Расскажи что получилось»по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO.
Составление рассказа о выполненной постройке. 1-2 недели
мая 2020 Учителя-логопеды
28. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO.
Повторение: конструирование и обыгрывание изученных букв. 3-4 недели
мая 2020 Учителя-логопеды
29. Выступление на групповом родительском собрании «Итоги реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х-7-и лет в 2019 – 2020 уч. г». 4 неделя
мая 2020 Учителя-логопеды
III этап – заключительный (май 2020)
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Педагогическая диагностика качества усвоения проекта Май 2020 г. Учителя-логопеды
2. Анализ реализации педагогического проекта. апрель 2020г. Учителя-логопеды
3.
Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании. апрель 2020г. Учителя-логопеды
4. Творческий отчет по результативности реализации проекта на заседании педагогического совета. май 2020г. Учителя-логопеды
Диагностический инструментарий по выявлению
уровня развития мелкой моторики рук
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа учителем-логопедом. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога : основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
5. Нанизывание пуговиц средней величины.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
Работа с бумагой
1. Выполнить ножницами прямой разрез.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
Упражнения на координацию движений
1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
3. Катание шарика.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
Работа с бумагой
1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 6-7 лет
Упражнения на координацию движений
4. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
5. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
6. Катание шарика.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони
Работа с бумагой
1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
3.
Упражнения на дорисовывание
1. Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
2. Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
3. Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Диагностический инструментарий по выявлению
уровня развития лексико-грамматических категорий
Особенности проведения: материал направлен на изучение сформированности грамматического строя речи : умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словоизменения.
К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата. Для оценки уровня речевого развития разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать от 0 до 3. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – не выполнение помощь не использует - уровень развития не сформирован.
1 балл – задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляет после уточняющих вопросов – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – лексико-грамматические категории значительно ниже возрастной нормы. Ребенку требуется значительная активизация, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Затрудняется сформировать ответ.
Средний уровень (средний балл равен 1) – ребенок умеет отвечать на вопросы, но ответы недостаточно развернуты, испытывает затруднения при формулировании фразы.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – ребенок отвечает на вопросы развернуто, свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется.
Задания для выявления развития
лексико-грамматического строя речи детей 4 – 6 лет
Словообразование
(преобразование единственного числа во множественное)
4 года 5 лет 6 лет
Стол – столы
Шапка –
Кольцо –
Жук –
Дом – дома
Крот –
Окно –
Лист –
Дятел – Лампа – лампы
Олень –
Пень –
Воробей –
Колесо –
Согласование с числительным
4 года 5 лет 6 лет
Один дом, два дома, пять домов
Одна утка…. Один конь, два коня, пять коней
Одна коза…. Одна змея, две змеи, пять змей
Один воробей….
Словообразование
(образование уменьшительно-ласкательных форм)
4 года 5 лет 6 лет
Стол – столик
Дом –
Кукла –
Книга –
Мяч – Шкаф – шкафчик
Кольцо –
Ковёр –
Одеяло –
Сапог – Стул – стульчик
Кружка –
Платье –
Гнездо –
Дерево –
Лексический запас (уровень классификаций)
Назови одним словом
4 года 5 лет 6 лет
Голубь, ворона, воробей – это…
Назови животных:
Назови игрушки: Свитер, юбка, брюки – это…
Груша, яблоко, лимон – это…
Назови птиц:
Назови посуду: Сапоги, туфли, кеды – это…
Молоко, хлеб, колбаса – это…
Назови фрукты:
Назови мебель:
Номинативный словарь (назови детёнышей)
4 года 5 лет 6 лет
У кошки___
У утки___
У лисы___ У козы ___
У волка ___
У собаки ___ У курицы ___
У коровы ___
У свиньи ___
У овцы ___
У лошади ___
Антонимы (скажи наоборот)
4 года 5 лет 6 лет
Хороший -
Большой –
Худой –
Широкий –
Далеко –
Свет –
Высоко –
Умный –
Подниматься –
Весёлый –
Доброта –
Здороваться –
Чисто –
Сухо –
Терять –
Глагольный словарь (кто что делает)
4 года 5 лет 6 лет
Птица –
Рыба –
Змея –
Заяц –
Лошадь –
Врач –
Учитель –
Повар –
Художник –
Протокол результатов педагогической диагностики по реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х – 7-и лет» в 2019-2020 учебный году»
Критерии оценки
Сформированность
лексических представлений Уровень развития моторной функции рук
Начало реализации
Конец реализации Начало
реализации Конец
реализации
Уровень развития не сформирован 11/73%
- 10/ 67% -
Уровень развития сформирован в недостаточной мере 4/27% 11/73%
5/33% 10/ 67%
Уровень развития сформирован в достаточной мере - 4/27% - 5/33%