Наталья Легкова
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Тополек» города Кирова Калужской области
Педагогический проект
«Использование инновационных технологий
в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Легкова Наталья Николаевна.
Киров 2018г.
Содержание
1. Теоретическое обоснование проекта 3
2. Построение модели проекта 4
Публикация «Педагогический проект „Использование инновационных технологий в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
3. Описание практической части реализации проекта 8
4. Анализ результатов по реализации проекта 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Приложения
1. Теоретическое обоснование проекта.
В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т. д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками.
Каким должно быть современное занятие? Ф. А. Сохин писал, что, развивая речь ребенка, необходимо включать его в активный, творческий процесс, основанный на интересе к занятию и подкрепленный личностно-ориентированными отношениями воспитателя и воспитанников. Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.
Совершенствуя мыслительные и познавательные способности дошкольников, а также развивая лексико-грамматический строй языка и
связную речь, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные технологии, опираясь на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Для того, чтобы легко и интересно развивать речь детей старшего дошкольного возраста, я решила использовать мнемотехнику. Т. к. приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
2. Построение модели проекта.
На основе анализа речевого развития дошкольников, я выделила для себя главную проблему. Она заключается в снижении уровня речевого развития дошкольников.
Данная проблема возникает из ряда следующих причин:
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- односложная речь, состоящая лишь из простых предложений, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- недостаточный словарный запас;
- плохая дикция.
Таким образом, целью проекта является создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода мнемотехники.
Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анкетирование родителей воспитанников по выявлению представлений о методе наглядного моделирования, как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести первичную диагностику воспитанников, выявить уровень владения детьми старшего дошкольного возраста связной речью.
4. Изучить и внедрить в практику использование мнемотехнических методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Создать систему работы по развитию связной речи старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
6. Повысить профессиональную компетентность педагогов, родителей в процессе изучения и апробации методов мнемотехники.
7. Провести повторную диагностику воспитанников по выявлению уровня владения детьми старшего дошкольного возраста связной речью.
8. Подвести итоги работы по системе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода мнемотехники и определить перспективы работы на будущее.
Участниками проекта выступили дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, учитель - логопед, педагог – психолог, родители воспитанников подготовительной группы.
Тип проекта : педагогический, познавательно – речевой.
Продолжительность проекта – долгосрочный, педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (с сентября 2017г. по май 2018г.).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Методы реализации проекта :
- Словесные (беседа, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пересказ)
- Наглядные (показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстрацийиз сказок, схем, мнемотаблиц)
-Практические (составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.)
Пути реализации проекта :
• I этап – аналитико-теоретический
• II этап – практический
• III этап – аналитико-диагностический
I этап проекта – аналитико-теоретический
1. Изучить научно – методическую литературу по данной теме.
2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать упражнения и игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Подготовить наглядный материал (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
6. Составить картотеку мнемотаблиц по лексическим темам.
7. Подготовить дополнительный познавательный материал, расширяющий кругозор детей.
8. Разработать мероприятия, направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
9. Анкетирование родителей на тему «Метод наглядного моделирования. Мнемотехника» и анализ полученных данных
10. Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы) и работы с родителями.
II этап – практический
1. Осуществить запланированную систему мероприятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста;
2. Реализовать взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития и по созданию условий для обогащения предметно – пространственной среды группы.
Продукт проекта
Практический материал по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
1. Картотека мнемотаблиц по временам года
Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений
Картотека мнемотаблиц для составления описательных рассказов
Картотека мнемозагадок
Картотека мнемотаблиц по русским народным сказкам
Картотека скороговорок в картинках
Картотека стихотворений по временам года
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
2. Организованная образовательная деятельность с элементами мнемотехники
- Интегрированное занятие для детей 6-7 лет «День рождения звуков»
- Конспект организованной образовательной деятельности детей в подготовительной группе. Заучивание стихотворения З. Александровой «Одуванчик» с использованием мнемотехники
- Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи на тему «Осень» с использованием мнемотехники.
Ожидаемые результаты
Дети:
1. Развитие связной речи у дошкольников.
2. Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей,
3. Владение детьми различными видами запоминания стихов и повышение интереса к их заучиванию.
4. Расширение кругозора.
5. Проявление желания у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории, составлять описательные рассказы.
Родители:
1. Потребность в сотрудничестве с ДОУ
2. Повышение интереса родителей к приемам мнемотехники.
3. Использование родителями приёмов мнемотехники по развитию связной речи дошкольников в домашних условиях.
Воспитатель:
1. Повышение профессионального мастеpствa.
2. Овладение проектнoй деятельностью.
3. Повышение интереса к проблеме paзвития связнoй pечи детей старшего дошкольного возраста через знaкoмствo с пpиёмaми мнемотехники.
4. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.)
III этап – аналитико-диагностический
1. Проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста по окончанию реализации проекта.
2. Проанализировать проведенную работу и полученные результаты.
3. Разработать перспективы на последующую работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Долгосрочные результаты
1. Продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
2. Поиск и включение в мероприятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
3. Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».
3. Описание практической части реализации проекта.
Деятельность по реализации проекта началась с поиска и изучения методической литературы, направленной на освещение данной темы проекта.
На основании изученного, был произведен анализ, систематизация и обобщение информации по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и разработана модель работы с детьми и их родителями в данном направлении.
Реализация разработанной модели развития связной речи детей старшего дошкольного возраста началась с анализа речевой зоны в группе с целью выявления ее наполняемости для полноценной работы по развитию связной речи дошкольников.
В дальнейшем был проведен анализ первичной диагностики по выявлению уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста и осуществлено анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Полученные данные по диагностике детей и анкетированию их родителей помогли оценить реальную картину уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а также осведомленность родителей в данном вопросе.
На основе всей проделанной работы, был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по развитию связной речи.
Период проведения Наименование мероприятия
Ответственный
Сентябрь Работа с детьми 1. Проведение диагностики по выявлению уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста воспитатель
Работа с родителями 1. Родительское собрание на тему: «Развитие речи и памяти детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
2. Анкетирование родителей на тему: «Метод наглядного моделирования. Мнемотехника».
3. Выпуск буклетов для родителей «Что такое мнемотехника?»
воспитатель,
учитель-логопед
воспитатель
воспитатель
Октябрь Работа с детьми
детьми 1 Расскажу я вам ребята. (Знакомство с волшебными картинками-помощниками)
2. Упражнение «Рисуем слова»
3. Составление предложений об осени (работа с «мнемодорожкой»)
4. Д\и «Составь мнемодорожку»
5. Отгадывание мнемозагадок
6. Создание мнемодорожек на тему «Осень». воспитатель
Работа с родителями
1. Консультация в родительский уголок «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
2. Консультация в родительский уголок «Что такое мнемотехника?»
3. Список рекомендуемых дидактических игр для развития связной речи детей 6-7 лет на основе использования метода наглядного моделирования
4. Папка-передвижка с образцами мнемодорожек и мнемотаблиц, составленных по загадкам.
5. Выпуск буклетов для родителей «Как работать с мнемотаблицей?»
педагог-психолог
воспитатель
учитель-логопед
воспитатель
воспитатель
Ноябрь Работа с детьми 1. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени»(мнемотаблица)
2. Работа с мнемотаблицей «Осень»
3. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на темы: «Осень: овощи и фрукты», «Перелетные птицы»,«Дикие животные»,
4. Создание мнемотаблиц по русским народным сказкам.
воспитатель
Работа с родителями 1. Папка-передвижка с образцами мнемотаблиц по сказкам
2. Консультация в родительский уголок на тему: «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники»
3. Консультация в родительском уголке «Развитие связной речи дошкольника в семье»? воспитатель
учитель-логопед
педагог-психолог
Декабрь Работа с детьми 1. Работа с мнемотаблицей «Зима»
2. Заучивание стихотворения С. Маршака «В декабре, в декабре»(мнемотаблица)
3. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на темы: «Зима. Признаки зимы», «Новый год», «Зимующие птицы»
воспитатель
Работа с родителями 1. Семинар-практикум для родителей. Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми»
2. Консультация в родительский уголок «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей 6-7лет»
3. Выпуск буклетов для родителей «Дидактические игры с использованием мнемотехники»
воспитатель
учитель-логопед
воспитатель
Январь Работа с детьми 1. Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» (с помощью мнемотаблицы)
2. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы
3. Создание мнемотаблицы на тему «Зима» воспитатель
Работа с родителями 1. Выставка в родительском уголке мнемотаблиц о зиме, нарисованных детьми
2. Консультации в родительском уголке «О чем говорить с ребенком в семье?»
3. Папка – передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) воспитатель
педагог-психолог
воспитатель
Февраль Работа с детьми 1. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с помощью мнемотаблицы
2. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на темы: «Мужские профессии», «День защитника отечества», «Женские профессии»
3. Заучивание скороговорок по мнемотаблице
4. Создание мнемотаблиц на свободную тему воспитатель
Работа с родителями 1. Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблиц по стихотворениям на любую тему.
2. Консультация в родительский уголок «10 простых советов от логопеда»
3. Папка-передвижка для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 6-7 лет» родители и дети
учитель-логопед
воспитатель
Март Работа с детьми 1. Работа с мнемотаблицей «Весна»
2. Заучивание стихотворения о весне Л. Аграчевой «Весна аукнула»
3. Д/и «Угадай-ка» (воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)
4. Пересказ сказки «Зимовье зверей» с помощью мнемотаблицы
воспитатель
Работа с родителями 1. Изготовление буклетов для родителей «Ловкие пальчики-развитая речь»
2. Презентация работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на родительском собрании
3. Составление детьми совместно с родителями описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на любую тему. учитель-логопед
воспитатель
дети и родители
Апрель Работа с детьми 1. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на темы: «Цветы», «Домашние животные».
2. Д/и «Какая сказка спряталась?»
3. Д/и «Угадай, кто я?» (составить описательный рассказ о животном)
воспитатель
Работа с родителями 1. ООД для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с элементами мнемотехники
2. Консультация для родителей «Составление описательного рассказа с ребенком-дошкольником»
3. Папка-передвижка «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь»
4. Создание детьми вмести с родителями мнемотаблиц о весне.
воспитатель, учитель-логопед
воспитатель
учитель-логопед
дети и родители
Май Работа с детьми 1. Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на темы: «Насекомые», «Транспорт»
2. Проведение итоговой диагностики по выявлению уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста воспитатель
Работа с родителями 1. Анкетирование родителей на тему: «Метод наглядного моделирования. Мнемотехника»
2. Консультация «Показатели речевого развития детей 6-7 лет»
3. Изготовление буклетов для родителей «Психолог советует. Родителям будущих первоклассников».
воспитатель
учитель-логопед
педагог-психолог
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
- Низкая мотивация детей.
(Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике)
- Отказ родителей от сотрудничества.
(Предоставить доступную информацию по данной теме, о ее эффективности в процессе развития связной речи)
- Сезонные заболевания.
(Провести беседы с родителями и с детьми о мерах профилактики простудных заболеваний)
Заключение
Одним из важней показателей уровня культуры речи человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной
речи дошкольников, показали, что использование метода наглядного моделирования в системе работы над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи детей, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок, количественно и качественно улучшает параметры связности и целостности языкового оформления речи детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.
- Ребята активнее работают на занятиях. У них концентрируется
наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повышается творческое
воображение, логическое и образное мышление.
- Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
- Речевая активность повышается, они с желанием общаются с товарищами и взрослыми. Составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотехника является, на мой взгляд, наиболее действенным средством. Мнемотехника – это «палочка – выручалочка» в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации, когда связываются воедино конкретные зрительные и звуковые образы.
Мнемотехника позволяет систематизировать имеющие знания и непосредственный опыт детей, установить причинно-следственные связи (с опорой на образы памяти, формирует умение составлять план высказывания.
Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка во время прослушивания текста, позволяет быстро запомнить текст.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.