Ольга Козубова
Педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Я хочу в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мой проект. Надеюсь эта информация будет вам полезна.
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка.
Следовательно, теоретический анализ литературы и результаты тестирования детей и родителей привели нас к тому, что половина детей к семи годам психологически не готовы к началу школьного обучения, а именно затрудненно произвольное поведение, нарушена концентрация внимания, памяти, имеются речевые нарушения. А всё это в совокупности у детей приводит к страхам, неуверенности и тревоги, а соответственно к заниженной самооценке.
Публикация «Педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи „Я хочу в школу!“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
И всё это нацелило нас, педагогов на работу по повышению интереса к школе и выработке учебной мотивации у детей. И своим проектом «Я хочу в школу» мы хотим сформировать у детей ГКН желание идти в школу. А для этого мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями воспитанников, оснастили ППРС необходимыми дидактическими пособиями и материалами, продолжили традицию преемственности между детским садом и школой через организацию различных мероприятий.
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них не достаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах.
Результаты диагностики и рисунков показали что у ребят не достаточно сформирована мотивация к учебной деятельности. Беседа на тему «Для чего нужно ходить в школу?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Цель проекта :
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению в школе, а также подготовить детей к принятию новой социальной позиции «школьника».
Задачи проекта :
1. Создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
2. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
3. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
4. Просвещать родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Принципы реализации проекта :
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Ожидаемый результат:
Для детей :
• осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
• облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
• формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
• доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
• информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
• владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки к обучению в школе.
Для педагогов :
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
Продукты проектной деятельности :
• изготовление альбома рисунков «Я иду в школу» с педагогами и детьми;
• развлечение «День знаний» для детей и родителей;
• создание педагогами папок передвижек и консультаций для родителей «Скоро в школу» ;
• создание коллажа совместно с родителями «Мои родители - школьники»;
• подготовка и проведение выпускного вечера для выпускников совместно с родителями, детьми и педагогами;
• изготовление обучающего дидактического пособия для детей по развитию звуковой культуры речи «Звуковые домики».
Материально-техническое обеспечение:
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка.
• библиотека для детей и родителей.
• подбор литературы,
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
• выставки книг, рисунков,
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Организация проекта :
1 этап. Постановка проблемы.
Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели диагностическое обследование (психолог) и проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя, ярко прослеживающиеся во всех рисунках: мотивация, тревожность и страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь несколько детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п.
К тому же часть рисунков выполнена в темных, мрачных тонах, что отображает боязнь школы; затруднения, связанные с учебной деятельностью (коричневый цвет); негативное отношение к школе (черный цвет); отсутствие чувства ответственности ученика (фиолетовый цвет); боязнь учителя и плохих оценок (отсутствие учителя на рисунках или изображение его синим цветом).
Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после диагностического собеседования.
В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на ряд вопросов в виде интервью: что мы знаем о школе, что мы хотим узнать о школе, как мы это можем узнать?
Также был проведен праздник для детей «День знаний», где дети смогли в игровой форме окунуться в атмосферу школы.
2 этап. Организация реализации проекта.
Направление работы с детьми
Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?» Цель: Диагностирование дошкольников на готовность к школе.
Беседа с дошкольниками «Что мы узнали о школе?» Цель: Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Расширять представления детей о школе.
Игра «Собери портфель» Цель: Закрепление знаний о школьных принадлежностях и их назначении, классификации предметов. Развитие внимания, речи.
Цикл интегрированных занятий по развитию речи и ФЭМП по теме «Школа»
Цель: Развивать мотивационную готовность к школе.
Беседа с детьми «Для чего нужно учиться в школе?» Цель: Формировать знания дошкольников о школе и ее назначении.
Экскурсия в школьную библиотеку Цель : Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.
Оформление выставки в центре книги по теме «Школьная библиотека» Цель: Развивать интерес к художественной литературе.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» Цель: Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
Вечер загадок, пословиц «Скоро в школу» Цель: Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.
Просмотр мультфильмов на школьную тематику («Опять двойка», «В стране невыученных уроков») Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.
Конструирование из кубиков «Лего» Цель: Учить делать фигуру, тренировать умение составлять общую композицию.
Дидактические игры: «Алфавит-шифр», «Логопедическое лото», «Говори правильно» и др. Цель: Развивать мотивационную готовность к школе.
Чтение произведения Носова «Витя Малеев в школе и дома» Цель: Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений.
Дидактическая игра по развитию речи с использование ИКТ Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Тур по городу математики «Всезнайка»
Развивающая игра «Узнай элементы узора» Задания по развитию речи с использованием ИКТ
Создание фотоальбома «Кто у нас в семье был первоклассником»
Цель: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, вызвать у детей положительные эмоции, развитие монологической речи.
Создание «Весёлой азбуки» Цель: Составление букв из различных материалов.
Составление рассказа по мнемотаблице «Дорога в школу» Дети совместно с родителями должны были нарисовать схематически путь от дома до школы и рассказать об этом опираясь на свою схему.
Целевая прогулка к школе школьный двор, спортивная площадка
Экскурсия в школу Цель : Познакомить детей с классами, учителем, попробовать себя в роли учеников.
Направление работы с родителями
• Дни открытых дверей в школе.
• Наглядная информация.
• Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
• Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми)
• Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».
• Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»
• Родительское собрание «Пора в школу» (подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»).
3 этап. Презентация проекта :
Альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе», выставка книг о школе в Центре чтения.
Продуктивная деятельность с детьми:
Выставки детских работ, развивающие умение планировать свою деятельность, умение работать самостоятельно и в коллективе, фотовыставка «Как мы готовимся к школе!».
Основные методы исследования:
теоретический анализ научной литературы,
наблюдение,
беседы,
тестирование:
«Тест тревожности» методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
«Хочет ли ребёнок идти в школу?» тест Л. Г. Нагаева.
Результат:
Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
Накопление большого багажа знаний о школе (у детей и их родителей);
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе
Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы будущие школьники!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту.
Обучающее дидактическое пособие для детей по развитию звуковой культуры речи «Звуковые домики»;
Проведение городского онлайн выпускного.