ИРИНА КОЛЯНОВА
Педагогический проект «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Практико-ориентированный, краткосрочный(3 месяца)
Выполнила:
Колянова И. В воспитатель высшей квалификационной категории
Трегубова Инна Владимировна-педагог-психолог
Мулино2019 г.
Публикация «Педагогический проект „Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Понятие толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.
Мулино–военный городок, со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания.
В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
Актуальность выбранной темы.
Работая в детском саду, я часто сталкиваюсь с проблемой правового воспитания детей, мнения детей никто не учитывает. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, наркомания. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок тоже равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать
Причина нарушения прав ребёнка.
Я думаю, причина нарушения прав ребёнка состоит не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Детство – одно из самых незабываемых ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую судьбу
Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников, базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Педагоги дошкольного учреждения знакомят детей с традициями, духовными ценностями, вводят ребенка в социальную систему взаимоотношений. От взрослого зависит характер взаимоотношений между детьми в коллективе. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в нем. Несмотря на то, что дети по своей природе являются толерантными, в силу отсутствия отрицательного социального опыта, легко поддаются влиянию значимых взрослых, поведение которых служит ребенку образцом для подражания.
Воспитание современного ребенка в духе толерантности значительно отстает от реальных потребностей в практике воспитания. Диагностика личностных качеств старших дошкольников указывает на то, что у трети детей способность к эмпатии слабовыраженная, страдает адекватность оценки своих достоинств и недостатков, отмечается значительная обидчивость, конфликтность, нередко – агрессивность. Исследование отношения педагогов и родителей к воспитанию толерантного поведения показало необходимость систематизации работы по взаимодействию детского сада и семьи по данной проблеме.
Педагог-психолог, воспитатель как субъекты образовательного пространства, создают условия, обеспечивающие эффективность воспитания толерантности дошкольников :
• систематические комплексные занятия, с учетом специфики использования различных методов и средств развития у детей представлений о толерантном поведении;
• осуществление дифференцированного личностно-ориентированного подхода к дошкольникам, в том числе и с особыми образовательными потребностями, и вовлечение их в разнообразную практическую деятельность с целью обеспечения интеграции с социокультурной средой общества.
Учитывая актуальность обозначенной проблемы, возникла необходимым создание динамической системы взаимодействия детского сада и семьи, направленной на формирование социокультурной толерантности и способствующей развитию гармоничной личности.
Оптимальной формой работы считаем реализацию педагогического проекта «Формирование основ толерантной культуры старших дошкольников».
Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
• Систематизировать работу по развитию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего и других народов.
• Содействовать формированию толерантного поведения дошкольников, через развитие коммуникативных способностей посредством народных игр.
• Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по данной проблеме.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель, педагог-психолог,
Предполагаемый результат: Создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия и развитие у старших дошкольников навыков коммуникации.
Принципы реализации проекта :
1. Системность.
2. Учет специфики работы с детьми дошкольного возраста.
3. Интеграция в работе детского сада и семьи.
Деятельностно-процессуальный подход к реализации проекта :
Деятельность педагогов : Диагностируют, создают условия, модифицируют дидактический материал, анализируют, оценивают результат проекта.
^ Деятельность детей: создают, обучаются, выполняют, контролируют.
Деятельность родителей: участвуют в проектах, развлечениях, беседах.
Методы проекта :
• Диагностика.
• Анкетирование.
• Наблюдение.
• Беседы
• Консультации.
• Проведение тематических занятий, развлечений, народных игр.
Основные формы реализации проекта :
1. Изучение особенностей когнитивного и эмоционального компонента толерантности старших дошкольников.
2. Обобщение опыта работы педагогов ДОУ в систему воспитания толерантной культуры.
3. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
Организация условий:
• Педагогическая поддержка интереса дошкольников к культурно-историческому наследию разных народов;
• Осознание педагогами и родителями важности культурного многообразия для самореализации личности ребенка;
• Развитие умений и навыков бесконфликтного взаимодействия носителей разных культур посредством игровой деятельности.
• Повышение педагогической компетенции через умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
Этапы работы над проектом и сроки реализации :
Этапы проекта
Содержание этапа Сроки реализации
организационный •
Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.
•
Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.
• Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями :
• Беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы,
• Анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста,
• Изучить особенности проявления толерантности у детей 5-7 лет :
• Определение уровня знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей,
• Определение уровня развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников,
• Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Октябрь
формирующий • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
Цикл тематических занятий по группам: «История моей семьи»
• «Моя страна и её соседи»
• «Генеалогическое древо семьи»
• «Мои друзья».
Развлечения с детьми:
«Русские народные игры»
«Игры разных народов»
Игровой тренинг «Пойми меня»
Консультации для родителей:
«Диалог с ребенком» (деловая игра)
• Семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия
• Конкурс народных игр (педагоги-дети-родители)
Ноябрь
Обобщающий •
Становление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.
• Развлечение «Сказки разных народов»
• Презентация проекта в рамках педагогического совета, родительского собрания.
• Обновление картотеки народных игр.
Декабрь
Литература:
1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : Учебно-метод. пос. – М. : Академический проект, 2004. – 240 с.
2. Гукаленко O.B. Поликультурное образование : теория и практика / Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2003.
3. «Диалог культур» проект программы поликультурного образования детей 3-7 лет. - изд. «Тимашевск», 2012, 117с.
4. Компанцева Л. В. Инновационная деятельность ДОУ как показатель его развития. // Педагогические инновации и организация их реализации в деятельности ДОУ как средство его развития. – Ростов н/Д., «Булат», 2009, с. 3-5.
5. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / Ашиков В. И. и др. // Дошкольное воспитание. 2004. № 5, с. 15-20.
6. Воспитание социокультурной толерантности у детей. / Чумичева Р. М., Платохина Н. А. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2012. №11, с. 6-15.
7. Как воспитать толерантность? / Степанов П. // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9