Елена Ткаченко
Педагогический проект «Формирование конструктивно-творческих способностей у детей»
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект «Формирование конструктивно-творческих
способностей у детей»
Подготовила: Ткаченко Елена Феликсовна, МДОУ «ЦРР – детский сад №116», воспитатель
Слайд 2
Эффективность обучения и воспитания дошкольников зависит от того, насколько правильно использовать детскую деятельность. А конструктивная деятельность отвечает и интересам детей, и в тоже время обладает чрезвычайно богатыми возможностями.
Это развитие как умственных, так и творческих способностей детей.
Публикация «Педагогический проект „Формирование конструктивно-творческих способностей у детей“» размещена в разделах
В ходе конструктивных игр ребенок учится всему, что необходимо ему в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению, развитию образного и пространственного мышления; ловкости рук и развитию глазомера; овладению техническими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе. Работая с изделиями из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Слайд 3
Особую значимость в работе придает то, что изделия, выполняемые из бумаги и картона, прекрасно служат в быту в виде различных украшений и игрушек, а это является воспитательным моментом.
Задачи конструктивных игр:
• Развивать способность комбинировать, пространственно мыслить и чувствовать форму;
• Формировать навыки исполнительского мастерства и выработки сложных координаций движений кисти;
• Развивать способность интуитивного мышления, способность к озарению.
Слайд 4
Во время занятий по оригами я могу отработать лексический материал по теме, которую в данный момент мы проходим. Могу пополнять словарный запас детей посредством загадок, пословиц, поговорок, потешек. Во время изготовления поделок созданы условия тесной связи слова и действия.
Существует такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Так как наше занятие, а вернее, игра (превращения и фокусы с бумагой) вызывают интерес у детей, то у них формируется умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, также сосредотачиваться и «настраиваться» на восприятие речи. Здесь происходит слуховое восприятие, зрительное, а затем кинестетическое, то есть, задействованы различные анализаторы. И насколько дети были внимательны, настолько точно они смогут воспроизвести показанное и услышанное.
Слайд 5
На основе интереса, вызванного изготовлением поделки, происходит развитие речевого общения. Вначале дети общаются только со своими игрушками-поделками, говорят за них, используют звукоподражание, изменяют тембр, высоту, силу голоса. Затем они начинают «общаться» с поделками своих товарищей. Происходит развитие коммуникативной функции речи. Дети начинают активно пользоваться речью, охотно отвечать на вопросы взрослого, по своей инициативе вступать в общение со сверстниками, приобретая навыки речевого общения.
Во время изготовления поделки у детей задействованы обе руки, что ведет к развитию не только «рабочей», ведущей руки, но и «нерабочей». В раннем детстве у ребенка обе руки действуют вместе, и только к полуторогодовалому возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой.
Слайд 6
Со временем действия детей в работе с бумагой становятся осмысленными и более совершенными. Дети начинают свободно ориентироваться на листе бумаги, у них улучшается глазомер. В своих исследованиях Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не была бы важным условием усвоения знаний и умений.
Таким образом, оригами тренирует пальцы рук, повышает согласованность в работе обеих рук, развивает пространственное представление, что является подготовкой к овладению графикой письма в школе.
Слайд 7
Кроме этого, работа с бумагой оказывает на детей и психотерапевтическое воздействие: дети концентрируют свое внимание на процессе складывания и отвлекаются от своих переживаний и забот, начинают верить в свои силы, появляется желание заниматься, они становятся усидчивее. Этот аспект немаловажен, так как в последние годы появилось большое количество гиперактивных детей.
Занимаясь поделками, дети совершенствуют свои умения, начинают делать более сложные работы. Со временем у них формируется желание самостоятельно делать игрушки для себя, для своих близких, дарить их. Дети учатся преодолевать трудности, выполнять работу аккуратно.
Слайд 8
Мы знаем, что когда человек трудится, он устает. Но для детей оригами – это игра. А игра заставляет забыть об усталости, она не дает пресыщения, так как диапазон поделок очень разнообразен (это игрушки для игр с ветром и водой, поделки для пальчикового театра, надувные игрушки, различные виды цветов, животных, птиц, транспорта, деревьев, фруктов и овощей и т. д.).
Для поделок кроме цветной бумаги и тонкого картона предлагают детям так называемый «бросовый» материал: фантики от конфет, обертки от шоколада, газеты и журналы – в общем то, что можно найти в каждом доме. Это помогает детям без лишних финансовых затрат взрослых заниматься поделками дома. Своим увлечением ребята заинтересовали и многих родителей. Мной были проведены консультации для родителей, желающих помочь своим детям в изготовлении поделок. Взрослым понравилось делать работы вместе с детьми: украшать поделками елку, комнату. Это увлечение помогает сблизиться взрослому и ребенку.
Слайд 9
Связь оригами с общеобразовательными дисциплинами
Прежде всего, с ФЦКМ (формированием целостной картины мира): изготовление поделок животных, птиц, рыб, насекомых и т. д. ; знакомство с их образом жизни и воспитание бережного отношения к окружающей нас природе.
Формирование понятия: «Здоровый образ жизни и витамины» (при изготовлении фруктов и овощей);
с охраной безопасности жизни (например, ядовитые грибы)
Связь с художественной литературой:
знакомство с народным творчеством (потешки, загадки, сказки и т. д.);
сочинение сказок;
выполнение работы помогают инсценировать сказки, потешки и т. д.
Связь с ИЗОдеятельностью:
• поделки можно раскрашивать;
• украшать аппликацией.
• развитие глазомера;
• совершенствование координации движении рук.
Слайд 10
Связь с музыкой:
• во время занятий можно слушать музыку:
• петь песни.
Связь с математикой:
• счет (можно посчитать детали поделки, углы, стороны и т. д.);
• знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, треугольник, нахождение этих фигур при выполнении сгибов, сравнивание их друг с другом);
• деление геометрических фигур на 2, 4 равные части (не зная геометрических названий, находят параллели и диагонали);
• сравнение целого и части;
• ориентировка на листе бумаги.
Развитие графических навыков:
• подготовка руки к письму.
Слайд 11
Таким образом, оригами:
• развивает и совершенствует мелкую моторику пальцев рук;
• развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания;
• формирует активную речь ребенка, активизирует словарный запас; развивает мышление, внимание, память, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие;
• стимулирует развитие памяти, совершенствует словесно-логическое мышление; • расширяет коммуникативные способности;
• развивает потребность в речи (ребенок разговаривает со своей поделкой или говорит за неё);
• развивает пространственную ориентацию;
• формирует навыки учебной деятельности (умение слушать, выполнять словесные установки);
• развивает творческие способности;
• учит концентрации внимания;
• знакомит с геометрическими понятиями.
Слайд 12
Ознакомление детей со способами конструирования оригами
Основные правила в работе с детьми дошкольного возраста по конструированию оригами
1. Детям дошкольного возраста схемы сборки игрушек не дают. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого.
2. Для лучшего запоминания последовательности сборки игрушки, после каждого действия, полученной фигурке можно (вместе с детьми) давать название (по типу игры “Что на что похоже”).
3. Складывание игрушки производить за столом, так как нужно пальцами нажимать на линии сгиба. Чем точнее линия сгиба - тем удачнее получится игрушка.
4. При необходимости линии сгиба можно помечать карандашом.
5. Необходимо знать, что крупные работы выполнять легче, чем мелкие.
Слайд 13
Заключение
Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листке скрыты тысячи образцов: и традиционные корабли, самолетик, шапка, птицы, животные и другие интересные вещи.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.
Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы. Даже при простом копировании действий взрослого, ребенку приходится использовать пространственное представление. Если же мы поставим задачу разобрать фигурку и собрать ее самостоятельно из другого листка бумаги, уровень сложности вырастет многократно.
Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику