Светлана Третьякова
Педагогический проект для старшей разновозрастной группы «Пасха в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе «Золотая рыбка» прошел проект
Тип проекта : информационно – познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта :
• Дети и воспитатели старшей группы, родители.
Направления реализации проекта :
1. Совместная деятельность педагогов и детей.
Публикация «Педагогический проект для старшей разновозрастной группы „Пасха в гости к нам пришла“» размещена в разделах
2. Взаимодействие с родителями. Актуальность проекта.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Мы решили познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Цель: Приобщение детей к народному культурному наследию празднования Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной деятельности.
Задачи:
• Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом
празднования православной Пасхи, используя народные игры,
забавы, потешки, хороводы.
Прививать уважение и любовь к православным традициям своего
народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
• Развивать познавательную активность, любознательность детей
через знакомство с историей и традициями православного
праздника «Пасха».
• Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово
Воскресенье», «Благовест», «Традиции», «Обряды»).
• Способствовать формированию личности ребёнка как носителя
нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать,
забота, преданность человеческим идеалам).
• Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к
народным праздничным традициям и обычаям.
• Создать условия для реализации творческой деятельности.
• Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение
к собственному народному искусству как к национальному
достоянию.
Этапы реализации проекта :
1. Теоретически – консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
2. Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
3. Ознакомительно – формирующий (циклы НОД в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
4. Заключительный: изготовление подарков
Работа с детьми в рамках проекта :
1. Чтение художественной литературы:
Александр Блок – "Вербочки"
Александр Куприн - "Пасхальные колокола"
Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко. "
Аполлон Майков - "Христос воскрес!"
Аполлон Майков - "Вербная неделя"
Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая. "
Константин Бальмонт - "Красота Благовест" Ф. Тютчев «Весенние воды» В. Жуковский «Жаворонок» К. Бальмонт «Вербы» С. Есенин «Пасхальный Благовест» Стихи о празднике Пасха. Фольклорные произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).
Организация и проведение НОД:
Социально-коммуникативное развитие:
НОД на тему «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца?»
Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке».
Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание
на деревянных качелях. Пасха»
Театрализация русских народных сказок, пальчиковый театр, театр кукол,
драматизация в масках, театр на фланелеграфе.
1. Беседа на тему «Что такое пасха?»
8 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
2. Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И еще - это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьей. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Игры:
Игра «Перенеси яйцо в ложке».
Игра «Катись яичко».
Игра «Чиж».
Игра «Летели две птички».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Пасхальные яйца», «Весенние цветы», «Солнце и солнечный день», роспись пасхальных яиц.
Лепка: «Украшение пасхальных яиц».
Аппликация «Вербочки», «Пасхальные подарочки», Коллективная работа «Курочка».
Пение: «Здравствуй, лучик солнечный» муз. М. Быстровой,
«Весна красна» муз. И. Якушиной.
Хороводы: русский народный хоровод «Весна красна», заклички «Солнышко».
Физическая культура:
Утренняя гимнастика «Солнышко»,
Подвижные игры: «Горелки», «Карусель», «Золотые ворота», «Горелки», «Гори, гори ясно…»
Формы работы с родителями:
Поиск информации о русских народных традициях.
Оформление консультаций в родительском уголке:
«Об истории празднования Пасхи»
«Что рассказать детям о празднике?»
«Красим яйца с детьми»
Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных песен.
Помощь в изготовлении поделок для мини – музея, атрибутов, костюмов к сказкам, театру русских народных сказок.
Создание праздничного интерьера группы к Пасхе.
Выставка поделок «Пасхальное чудо».
Ожидаемый результат:
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
Познакомились со стихами, песнями, картин
ми, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Приложение: