Людмила Белоглазова
Педагогический проект «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Сказка в гости к нам пришла»
Автор: Белоглазова Людмила Николаевна, воспитатель первой категории
Место работы: (проведения проекта) ГАУЗ «Республиканский дом ребенка специализированный» филиал «Набережно-Челнинский дом ребенка специализированный»
1 этап: Целеполагание.
Описание проблемы:
Публикация «Педагогический проект „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
В настоящее время многие родители мало внимания уделяют произведениям устного народного творчества. С появлением информационных компьютерных технологий в жизни ребенка, фольклор отошел на последний план. Дети потеряли интерес к народным сказкам.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к сказкам.
- Воспитывать уважение к традициям народной культуры.
- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарный запас.
- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
- Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из произведения, расширять представления о домашних животных.
- Развивать эмоциональный отклик на любимое произведение, моторику рук, творческие способности, воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным. Развивать познавательные способности, восприятие детей, обогащать двигательный опыт через подвижные игры.
- Задачи для педагогов: составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности.
- Задачи для родителей: чтение художественной литературы, предложенной воспитателями.
2 этап: Разработка проекта.
Целевое назначение:
Развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм. Приобщить детей к истокам народной культуры через русскую народную сказку «Репка». Привлечь к активному взаимодействию родителей
Участники проекта:
Дети группы восстановительного лечения, воспитатели группы, родители.
Вид проекта: краткосрочный – 2 месяца, групповой, творческо-речевой.
3 этап. Выполнение проекта.
Подготовительный:
Провести консультацию с родителями о проекте, дать рекомендации. Заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.
Подобрать разнообразные книги, иллюстрации по сказке «Репка»;
Подобрать материал для театрализованных игр (театр би-ба-бо, настольный театр, маски, пальчиковый театр, костюмы).
Составить перспективный план.
Насыщение развивающей среды по данной теме.
Рассказать значение незнакомых слов.
Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо) при воспроизведении сказки.
Продуктивная деятельность по сказке «Репка» (рисование, лепка, аппликация)
Игра-инсценировка по мотивам сказки «Репка».
Заключительный
Выставка творческих работ
Подготовительный этап
Во время подготовительного этапа была проведена работа по подбору наглядного материала, все, что касается сказки «Репка». Это и различные виды театра, картинки, костюмы.
С родителями была проведена консультация, где подробно была раскрыта цель данного проекта.
-знакомство со сказкой «Репка»
-театрализация по сказке «Репка»
-продуктивная деятельность по сказке «Репка»
-игра-инсценировка
Основной этап
«Познавательное развитие»
Игровая деятельность:
• Настольно – печатные игры: «Что растет на грядке», «Собери пазлы».
Задачи. Активизировать словарный запас ребёнка; расширять запас имён существительных в активном словаре детей; закреплять обобщающие понятия; воспитывать усидчивость.
• Дидактические игры: «Очистим репку от ботвы», «Что можно приготовить из
репы?», «Что в лукошке лежит?», «Составь из половинок», «Разложи героев по сказкам».
Задачи. Учить различать овощи по цвету, форме, величине, развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение; воспитывать внимательность во время игры.
• Подвижная игра «Репка – репонька».
Задачи. Учить детей ходить по кругу, развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать интерес к игре.
• Сюжетно-отобразительная игра: «Сварим куклам кашу из репы».
Задачи. Создавать условия для сюжетно-отобразительной игры, развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
«Речевое развитие»
Развитие речи
• Пересказ русской народной сказки «Репка».
Задачи. Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Формировать умение совместно с взрослыми составлять короткий рассказ.
• Знакомство с овощами: «Расскажи об овощах», «Чудо - овощи» (муляжи)
Задачи. Побуждать детей вместе с воспитателем составлять рассказ по набору предметов из двух – трёх простых предложений; развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ; воспитывать трудолюбие и творческую активность на занятии.
Приобщение к художественной литературе
• Драматизация русской народной сказки «Репка».
Задачи. Формировать у детей понятие литературного жанра — сказка. Побуждать детей выделять главных героев русских народных сказок. Развивать нравственные качества, понимать смысл содержания сказки в доступной для детей форме.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Выросла репка большая, большая».
Задачи. Продолжать учить детей рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья); закреплять навык держания кисточки; продолжать учить закрашивать, полученное изображение сверху вниз; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Апликация «Тянем - потянем вытянуть не можем!».
Лепка «Ай-да, репка хороша!».
Задачи. Учить детей лепить репку: создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять их к основной форме. Показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке).
Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов. Развивать чувство формы. Воспитывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.
Конструктивно модельная деятельность «Грядки для овощей».
Задачи. Учить приставлять кирпичики друг другу широкими гранями; закреплять понятия «много – один»; побуждать обыгрывать постройку; воспитывать трудолюбие.
«Физическое развитие»
Игровая деятельность
Подвижная игра «Репка – репонька».
Задачи. Учить детей ходить по кругу, развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать интерес к игре.
• Пальчиковая гимнастика «Как мы репку посадили».
Задачи. Развивать мелкую моторику пальцев рук, создать положительно - эмоциональный фон, поднять настроение.
• Физминутки «Репка», «Посадили репку в огороде».
Задачи. Восстановить работоспособность детей, улучшить общее состояние, переключить внимание с одной деятельности на другую, снять напряжение с мышц, вызванное неподвижным состоянием; развивать речь, память, координацию.
• Утренняя гимнастика «В огороде репка».
Задачи. Укреплять здоровье детей, формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности, закаливать организм, учить выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого, учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.
• Дыхательная гимнастика «Прожорливые овощи».
Задачи. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения, учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути.
«Социально – коммуникативное развитие»
Социализация
• Сюжетно-ролевая игра «Приходите в гости к нам».
Задачи. Развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательное отношение к окружающим, воспитание гостеприимства.
Взаимодействие с родителями:
• Консультация для родителей «Роль сказки в развитии ребенка»
• Придумать и сшить костюмы соответствующих героев.
• Изготовление театра «Репка».
• Обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр).
• Показ сказки «Репка» детям других групп
• Драматизация сказки «Репка» родителями - детям.
Заключительный этап
• Настольный театр «Посадил дед репку»
• Драматизация сказки «Репка» родителями - детям.
• Подведение итогов реализации проекта.
Выводы:
Для реализации проекта мы создали условия по формированию устойчивого
интереса детей к сказке, по развитию их познавательной активности, а также условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, творческого сотрудничества и взаимопонимания. В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов:
• вовлекли детей и взрослых в увлекательный метод проектирования;
• приобщили современных родителей к чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле сказки «Репка»;
•обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми, привлекли к активному участию в совместной деятельности, активизировали творческий потенциал родителей.
Дети и родители придумали и самостоятельно разработали маски и изготовили дидактическую игру «Репка», сшили необходимые костюмы для игры – драматизации. Участники проекта получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.
Считаем, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.
Рефлексия
• В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).
• Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
• Создать уголок эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.
Приложение
Консультация для родителей:
«Роль сказки в развитии ребенка»
Сказка. У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции,
ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребенком вам не понадобятся.
Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным. Такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.