ирина николаева
Педагогический проект для детей средней группы «Матрешка»
ПРОЕКТ «МАТРЕШКА»
Срок реализации: 1 месяц (25 февраля – 25 марта).
Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.
Задачи проекта:
Задачи для детей
- познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
Публикация «Педагогический проект для детей средней группы „Матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- развивать сенсорные навыки;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Задачи для родителей
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для воспитателей
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Актуальность. Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Стратегия реализации проекта
I этап: «Рождение проблемы (подготовительный)».
Предложить детям рассмотреть матрешку, провести беседу: «Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?»
– Что вы знаете о русских народных игрушках? Какие знаете народные игрушки? (Ответы детей: бывают из глины, дерева, соломы. Они красивые. Мы лепили дымковские игрушки, расписывали узорами. Их продают на русских праздниках. Их изготовляли раньше в деревнях, для детей.)
– Что бы вы хотели еще узнать? (Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают)
– Где найти ответы на ваши вопросы? (Ответы детей: Спросить на занятиях у воспитателя. Спросить у родителей. Посмотреть по телевизору, в Интернете. Прочитать в энциклопедии и других специальных книгах.)
II этап: «Разработка проекта “Матрешки”».
1. Изучить литературу по теме «Русские народные игрушки».
2. Подобрать материал для развития творчества детей.
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
III этап: «Мероприятия и события (практическая часть)».
1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательное, рисование матрешки по образцу); «Деревянные игрушки» (познавательное и аппликация); «Составление сказок о матрешке» (развитие речи, рисование пластилином); «Игольница “Матрешка”», подарок для мамы (ручной труд).
2. Оформление в группе выставки «Матрешки».
3. Изготовление атрибутов к игре «Узнай и назови», «Составь узор на сарафане».
4. Участие в конкурсе поделок из бросового материала детей и родителей средней группы: «Дивная матрешка».
5. Дидактические игры: «Где спряталась матрешка?», «Узнай и назови», «Укрась сарафан матрешки», «Составь эскиз для росписи», «Составь узор на сарафане».
6. Разучивание частушек о матрешках.
7. Изготовление альбомов с раскрасками «Такие разные матрешки»
IV этап: «Заключительный (подведение итогов)».
Презентация проекта, экскурсия «Музей матрешки» организованная детьми средней группы для малышей. В ходе экскурсии дети рассказывают малышам о русской народной игрушке, показывают изготовленные совместно с родителями матрешки, поют частушки и дарят малышам альбомы с раскрасками, изготовленными детьми).
В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:
– знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;
– проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
– демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– готовы к индивидуальному самовыражению;
– совершенствуют мелкую моторику рук.
Литература
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.
3. Боровик, О. Развитие воображения / О. Боровик, 2000.
4. Бусева-Давыдова, И. Игрушки Крутца / И. Бусева-Давыдова. – М. : Детская литература, 1991.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
6. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 2010.
7. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль, 2007.
8. Науменко, Г. Чудесный короб / Г. Науменко. – М., 1989.
9. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей / О. Е. Озерова. – Ростов н/Д., 2005.
10. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир, 1995.
11. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
12. Русский костюм : книжка-раскраска. – М. : Дрофа, 1997.
13. Сигимова, М. Н. Эмоциональное и творческое развитие детей в д/с / М. Н. Сигимова. – Новосибирск, 1994.
14. Страунинг, А. М. Игры по развитию творческого воображения (по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии») / А. М. Страунинг, М. А. Страунинг. – Ростов н/Д., 1992.
15. Танникова, Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников / Е. Б. Танникова. – М., 2008.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.
Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.
Материал и оборудование: матрешки, иллюстрации, бумага А4, гуашь, образцы узоров, кисти, клеенки, губки-промокашки, шаблоны, простой карандаш.
1. Рассматривание иллюстраций.
Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Что на них изображено? Правильно, мы сегодня поговорим с вами о народных промыслах.
Судя по предметам, дошедшим до нас из глубины далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что их окружало в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделие тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней на севере России сохранились традиционные промыслы: резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Центральная часть России известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным литьем, прекрасными ювелирными изделиями из самоцветов.
2. Сюрпризный момент.
В группу вносится расписной сундук. В нем разные матрешки: семеновская, загорская, полхов-майданская. Дети рассматривают матрешек.
3. Рассказ воспитателя.
– Можно сказать, что русская народная игрушка – это одно из направлений художественного прикладного творчества. Особое место в нем, безусловно, принадлежит матрешке. Для многих иностранцев образ матрешки является едва ли не символом России. Мало кто из посещающих нашу страну уезжает домой без этого сувенира.
Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используются сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.
Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки.
Наиболее известны матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские – более стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.
В 1900 году матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки-пастушки, матрешки-старики, матрешки-невесты и т. д. В 1911 году только Сергиевская мастерская выпустила двадцать один вид матрешек.
Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Матрешка эта с секретом. Любит она пошутить и повеселиться. Живет матрешка не одна, а со своими сестренками. Сестрички, где вы?
Спрятались. А мы с вами их сейчас найдем. Откроем нашу матрешку и поставим фигурки по порядку. Посмотрите, у каждой матрешки свой наряд. Эта матрешка большая, эта самая маленькая. Они любят ходить друг к другу в гости. Как думаете, весело матрешкам вместе жить?
– А вы хотите поиграть с матрешками, ребята? (Дети отвечают.)
4. Физкультминутка (игра «Танец с матрешкой»).
Игра-пляска с матрешками под любую русскую народную мелодию.
5. Рассматривание узоров сарафана матрешки.
– Ребята, посмотрите внимательно, что нарисовано на сарафанах матрешек? Как вы думаете, почему художниками выбраны такие узоры? Как еще можно украсить матрешку? А вы бы хотели создать эскизы для раскрашивания матрешек? Для этого нам понадобятся шаблоны. На листе бумаги обведите шаблон матрешки и создайте свои узоры.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Выполнение работы.
8. Итог занятия.
Выставка работ.
Тема: ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Цель: расширение представления о русской народной игрушке, развитие умений сравнивать ее с японской игрушкой, выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами.
Задачи: формировать умение украшать матрешку аппликацией, составлять композицию узора; создать условия для развития воображения и творческих способностей детей; воспитывать аккуратность в работе.
Словарная работа: «сарафан», «передник-занавеска», матрешки семеновская, загорская, полхов-майданская.
Материалы и оборудование: иллюстрации, образец, клеенки, цветная бумага, формы из картона, клей, салфетки, ножницы.
1. Беседа.
– Какие русские народные игрушки вы знаете?
– Что вы слышали о матрешке?
– Расскажите об этой игрушке. (Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Матрешка раздвигается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта тоже раздвигается, и мы видим еще одну, потом еще и еще)
Педагог. Давным-давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Старичок раздвигался, и в нем находился еще один, да даже не один, а несколько. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки. Как выглядела первая матрешка? (Ответы детей, рассматривание иллюстраций.)
Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки.
Самая яркая, красивая матрешка – из Семенова! Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На ее передничке всегда яркие букеты цветов.
2. Чтение стихотворений о матрешках
3. Рассматривание образцов аппликации. Закрепление правил пользования ножницами.
4. Пальчиковая гимнастика.
Мы сегодня вырезали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Вырезать опять начнем.
Пальцы вместе, пальцы врозь.
Заколачиваем гвоздь.
5. Творческое выполнение работы.
6. Итог. Оформление выставки работ.
Тема: ИГОЛЬНИЦА «МАТРЕШКА»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, ручной труд.
Цель: формирование умения работать с картоном и тканью, воспитание аккуратности, уважительного отношения к матери.
Материал: шаблоны матрешки, ткань, вата или синтепон, клей, ножницы, клеенка, салфетки.
1. Игра «Ласковые слова для мамы».
2. Обсуждение проектов подарков для мамы.
3. Показ выполнения работы.
Педагог предлагает научиться делать игольницу в подарок маме в виде матрешки.
4. Пальчиковая гимнастика.
Матрешка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко,
Это – русская матрешка.
5. Выполнение работы.
6. Оформление выставки «Матрешки».