Елена Омелина
Педагогический проект «Давайте дружить» с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
"Давайте дружить"
II младшая группа
Разработала воспитатель МАДОУ "ЦРР-
детский сад № 110" г. Сыктывкара
Омелина Елена Александровна
«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Давайте дружить“ с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).
В современном мире дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем. что абсолютно все нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья; мы, взрослые. не мыслим свою жизнь без дружбы. Но не каждый взрослый догадывается, что ребенка нужно научить дружить. Дружба – это нечто необходимое и очень важное. Но далеко не все знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны принять самое активное участие. Мы должны помочь ребенку стать хорошим другом! Детей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, умение сочувствовать и сопереживать, и желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Нельзя забывать о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально-личностное развитие малыша как раз и начинается с обычного умения дружить.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНЕНИЕ
Название проекта «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!»
Вид Групповой, творческий, информационно-игровой
Основное направление Социально-коммуникативное развитие
Организатор Омелина Елена Александровна
Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Целевая группа Воспитанники II младшей группы
Сроки 02.02.2018 - 28.02.2018
Основание для разработки (проблема) Несформированность умения детей общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения
Актуальность Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является одной из самых актуальных задач нашего времени, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребенка. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, ценность совместной деятельности. Наблюдая за детьми во время их общения, мы часто обращали внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, отбирают игрушки, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема и определила тему нашего проекта – «Давайте дружить».
В то время как в современном мире обесценились такие понятия как дружба, взаимопомощь, доброта, бескорыстность - детям искусственно навязывается потребительское отношение к окружающим. Таким образом, реализация данного проекта способствует формированию дружеских отношений между детьми, помогает взаимодействию с окружающими людьми.
Цель Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.
Задачи Образовательные:
Формировать у детей представления о друге, дружбе, доброжелательном отношении друг к другу; умение работать в коллективе.
Учить детей правилам общения друг с другом.
Учить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.
Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.
Развивающие:
Развивать умение правильно оценивать, анализировать свои поступки и поступки друзей; совершать благородные поступки, радоваться результату.
Развивать умение сопереживать другим людям.
Развивать речевую активность.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность и уважение друг к другу.
Значимость для участников проектной деятельности :
Дети получат представления о дружбе, расширятся и систематизируются знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Воспитатели продолжают осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление дошкольников. Продолжают вовлекать детей, родителей, педагогов в совместную деятельность, показывает ценность и значимость совместного творчества детей и взрослых. Развивают эмоциональную среду, творчество и фантазию родителей и детей. Воспитывают у них художественно-творческое отношение к окружающему миру.
Родители активно участвуют в подготовке материалов, развивают способность видеть в своих детях личность, уважать их мнение.
Предполагаемый результат:
Дети научатся позитивно относиться к окружающему миру, другим людям и самому себе.
У детей сформируются представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, появится потребность к совместному сотрудничеству, проявится сострадание, радость, гордость за других детей, сформируются навыки взаимопомощи.
Этапы работы: Подготовительный этап:
• Сбор информации и изучение методической литературы по проблеме.
• Формулировка цели и задач проекта.
• Информирование родителей о реализации данного проекта.
• Поиск художественной литературы для чтения детям;
• Подбор картинок, иллюстраций;
• Подготовка к занятиям, беседам, играм
• Создание предметно-развивающей среды: тематический материал в книжном уголке; пополнение сюжетно-ролевых игр атрибутами.
• Подбор подвижных, дидактических, хороводных, пальчиковых, настольных и др. игр для детей.
• Подбор песен для прослушивания.
• Подбор мультфильмов по теме проекта.
• Сообщение родителям о предстоящем проекте. С целью включения родителей в проект ознакомить подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность);
• Информация для родителей на информационном стенде: "Что мы ожидаем от проекта".
• Привлечение к подборке и изготовлению материала по данной теме.
Основной этап:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы на тему: «Драться или договариваться», «Мои друзья», «Будем вместе дружить». Цель: развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; расширять представление о дружбе; развивать эмоциональную отзывчивость.
Игры с крупным строительным материалом: «Построим дом для друзей»
НОД "Сказочное путешествие". Цель: Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей. Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях (радость, грусть, злость). Развивать у детей умение изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты). Воспитывать дружеские взаимоотношения.
НОД «Дружба крепкая». Цель: Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.
НОД «С чего начинается дружба»
Цель: Развивать представление о том, что такое дружба. Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. Помочь детям осознать, друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Утреннее приветствие: "Здравствуй, солнце золотое!", "Здравствуй, правая рука!", "Собрались все дети в круг!", "Дили-дили!"
Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому», "Дружные пальчики", "Наши пальчики дружили", "Дружба".
Настольный театр: «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».
Драматизация сказки "Теремок".
Рассматривание сюжетных картинок «Уроки доброты».
Дидактическая игра: «Добрые и вежливые слова».
Беседа на тему: «Что такое дружба?». Формировать умение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым. Формировать умение оценивать поступки сказочных героев. Познакомить с пословицей о дружбе. Формировать представление детей о дружбе.
Чтение художественной литературы
Цель: Учить внимательно слушать литературное произведение; отвечать на вопросы по содержанию произведения. Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
Развивать память, воображение. Воспитывать интерес к художественной литературе. Формировать способность сопереживать героям сказок, и доброжелательного отношения к ним.
Чтение стихотворений: Г. Боргуль «Подружка Маша», С. Михалков «Кто в дружбу верит горячо», Ю. Белоусова «Дружба – это дар», А. Кузнецова «Подружки», А. Барто «Двояшки», «Мой друг», Ю. Энтин «Про дружбу», Е. Благинина «Подарок», С. Волков «В детском садике детишки.», "Сидит белка на тележке…", "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковский, "Лиса, заяц и еж" Т. Маршалова, В. Сутеев "Под грибом", "Дружба кошки и мышки" бр. Гримм, В. Орлов "Кто кого?", "Кот, петух и лиса" р. н. с., "Самый большой друг" С. Прокофьева,
Разучивание: стихотворения «Про дружбу» Ю. Энтин, "Подарок" Е. Благинина, стишки - мирилки, пословицы о дружбе, считалки.
Обсуждение с детьми поступков сказочных героев.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слушание музыкальных композиций: «Вместе весело шагать», «Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой», "Дружба - это не работа", "Улыбка", "Дружба крепкая не сломается".
Разучивание песни "Есть у солнышка друзья".
Музыкальная танцевальная игра "Поссорились-помирились"
Аппликация «Подарок для друга», «Дерево дружбы» (любви и доброты, "Дружный хоровод" (веселая полянка).
Лепка "Дружный хоровод".
Рисование: Раскраски по теме проекта. Изготовление коллажа "Ребята, давайте жить дружно"
Конструирование из мелкого строительного материала для настольного театра.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физминутки «Настроение», «Детский сад».
Малоподвижная игра «Давайте поздороваемся»
Спортивный досуг «Давайте дружить!». Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Формировать умение осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Создать радостное настроение, ощущение праздника у детей.
П/и "Мыши водят хоровод", "Найди свой домик", "Мышеловка"
Спортивно-развлекательные игры. "Третий - лишний", "Кто быстрее?", "Эстафеты" Цель: сплочение детей, формирование умения уступать другим.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «По дороге с облаками», "Кораблик", "Грибок-теремок", "Есть у солнышка друзья", "Кубик и Тобик", "Мы делили апельсин", "Петушок и бобовое зернышко", "Кот, петух и лиса", "Чебурашка и крокодил Гена", "Петушок, золотой гребешок", "Тимка и димка", "Терем-теремок", "Мы за солнышком идем" и др. Обсуждение с детьми поступков сказочных героев.
Обыгрывание ситуаций из жизни: «День рождения у друга», «Мой друг в беде…», проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».
Этюды на выражение удовольствия и радости: "Новая кукла", "Вкусные конфеты", «Зеркало».
Этюды на выражение вины и стыда: "Ваське стыдно", "Провинившийся", "Стыдно".
Этюды на выражение гнева "Баба Яга сердится"
Жестовая игра "Поговори с другом жестами".
Игра на выражение различных эмоций "Поссорились, помирились".
Игры на сплочение коллектива "Клубочек", "Ходит Ваня"
Игры на развитие эмоций. "Я радуюсь, когда…", "Подарок другу", "Злюка", "Вежливый ребенок".
Игровые моменты "Коврик злости", "Намотай клубочек", "Остров примирения". Цель: помочь детям избавиться от гнева и агрессии.
Сочинение детьми совместно с воспитателем «общей истории».
Игры "Ласковые слова", "Ругаемся овощами".
Беседа "Уступайте друг другу".
Упражнение-разминка «Один за всех».
П/и "Танец Лавата"
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Памятка "Учимся дружить"
Памятка "Вежливые слова"
"Клуб выходного дня"
Папка-передвижка "Дружба"
Консультация "Помогите ребенку научиться дружить".
Памятка "Секреты воспитания вежливого ребенка".
Журнал "Детское сердце открыто для детей".
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических игр.
Заключительный:
• Создан альбом "Азбука настроений"
• Оформлена подборка наглядного материала художественной литературы для детей;
• Организована выставка открыток "Подарок для друга", "Книжек-малышек" на тему дружбы.
• Оформлена подборка мирилок, считалок, стихов о дружбе.
• Изготовлен плакат "Дерево дружбы".
• Оформлены правила поведения детей в детском саду".
• Оформлена картотека сюжетно-ролевых игр.
• Оформлены дидактические игры.
• Оформлен коллаж детских работ "Ребята, давайте жить дружно!"
Совместная деятельность воспитателя с детьми Сюжетно-ролевые игры "Семья - готовим обед для зайчика", "В гостях у друзей", "Моя подружка-красавица", "Больница- Зайка заболел", "Почта - отправка посылки другу".
Цель: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Проведение дидактических игр:
«Добрые слова», «Назови ласково», "Добрые и вежливые слова", "У нас нет жадных", "Раздели всем поровну". Цель: формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласованно в игре; способствовать сближению детей.
Игра-ассоциация "Что хорошо, а что плохо?"
Ситуативные беседы. «Как можно помирить кукол?», «Как мишке найти друга?»; «День рождения у друга», «Мой друг в беде…»
Решение проблемных ситуаций "Как поступил Незнайка", "Поможем Незнайке научиться дружить", "Зайчики поссорились", "Потерялась игрушка" и др.
Упражнение-приветствие «давайте поздороваемся».
Игра "Помоги другу" (с зеркалом)
Самостоятельная деятельность детей Раскрашивание фломастерами и карандашами картинок с героями мультфильмов о дружбе.
Игры с настольным театром (куклы-поделки из цилиндров, изготовленные родителями);
Конструирование из строительного материала: «Строим дом для друзей»;
Рассматривание иллюстраций с изображением детей в совместной игровой деятельности.
Свободные совместные игры в игровых уголках.
Настольные дидактические игры.
Итог работы над проектом (полученный результат) ВЫВОД:
Дети:
- Стали более раскрепощенными и общительными;
- Большинство детей научились объединяться для игры в группы по 3-4 человека;
- У детей стали формироваться дружеские предпочтения в групповом сообществе;
- У отдельных детей можно отметить проявление сочувствия к другому ребёнку, чувства ответственности, готовность прийти на помощь;
- Дети научились мириться друг с другом с помощью стихов-мирилок.
- Сформировано умение правильно оценивать, анализировать свои поступки и поступки друзей.
Воспитатели:
• Организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
• Самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
• Возможность наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
• Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
• Развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• Возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Трансляция проекта • Отчёт на педагогическом совете о ходе реализации проекта;
• Мультимедийная презентация проекта для педагогов детского сада;
• Мультимедийная презентация проекта для родителей;
Перспективы Продолжать вести работу по сплочению детского коллектива используя разнообразные формы.
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
2. Василик М. А. основы теории коммуникации: учебник/М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. Проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2006. – 615 с.
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - М. : АЙРИС ПРЕСС - 2008.
4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду: Пособие для воспитателей. М. : ЛИНКА-ПРЕСС - 2009.
5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.