Надежда Смирнова
Педагогический проект «Цветочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
одному из направлений развития детей «Солнышко» пгт Ленинское
Шабалинского района Кировской области
Педагогический проект
«Цветочные фантазии»
(пластилинография)
«Пластилинография – как средство развития
художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Автор: Смирнова Надежда Петровна
воспитатель
2019г.
Публикация «Педагогический проект „Цветочные фантазии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
«Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие творческих способностей».
Мария Монтессори
1. Автор – разработчик: Смирнова Надежда Петровна
2. Тема: «Цветочные фантазии» (пластилинография)
3. Образовательные области:
- «Художественное творчество»,
- «Познание»,
- «Социализация»,
- «Коммуникация»,
- «Музыка».
4. Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
5. Актуальность темы:
• Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
• Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
• Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, усиливают интересы дошкольников к изобразительной деятельности;
• развивают воображение, фантазию, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
• Занятия нетрадиционными техниками позволяют детям реализовать свой жизненный опыт, утвердиться в позитивной позиции «творца»;
• помогают понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.
• Дошкольный возраст является наиболее актуальным для потребности малыша в познании мира, в получении необходимых знаний, умений и технических навыков в художественной деятельности.
• Так же весьма актуальной является проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
• Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании познавательных способностей, мыслительных процессов, становления речи, а значит в полноценном, всестороннем развитии детей.
6. Цель проекта :
Развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
7. Задачи проекта :
Образовательные:
• Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пластилином – пластилинографией, художественным материалом - пластилином и приёмами работы с ним, показать детям широту его возможного применения.
• Учить детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета, помочь овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой – пластилинографией.
• Расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании работы.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей, устойчивый интерес к нетрадиционной технике рисование пластилином - пластилинографии.
• Развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей.
• Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, любознательность.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Развивать желание экспериментировать с художественным материалом и инструментами.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, точность движений.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувство цвета, формы, композиции.
• Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях.
• Воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым работам, уважение к труду другого человека.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
• Поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе с пластилином.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
• Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
8. Участники проекта :
• дети подготовительной группы,
• воспитатели группы,
• родители воспитанников.
9. Продолжительность проекта : 1 месяц.
10. Формы организации проекта :
• Работа кружка: «Волшебный пластилин».
• Изобразительная деятельность (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с художественным материалом и инструментами, работа в подгруппах, игры на воображение, ассоциацию).
• Беседы с детьми.
• Знакомство с произведениями мастеров живописи, народного искусства, графики.
• Рассматривание картин и книжных иллюстраций; видео и мультимедийных материалов.
• Чтение и обсуждение художественных произведений.
• Дидактические игры.
• Словесные игры.
• Пальчиковые игры.
• Наблюдения и экскурсии в природу.
• Слушание музыкальных произведений.
• Организация выставок.
• Работа с родителями
11. Обеспечение:
• учебно – методическое,
• информационное,
• материально – техническое.
12. Предполагаемый результат:
• Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.
• Дети самостоятельно используют изобразительный материал, экспериментируют с инструментами.
• Находят нестандартные способы художественного изображения, в работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
• Дети умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности.
• Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимают смысл художественных работ мастеров – художников.
• Повышается уровень развития навыков по изодеятельности.
• Совершенствуется личность ребенка в художественном творчестве.
13. Продукт проектной деятельности :
• для детей:
- создание предметно-развивающей среды, уголка творчества в групповой комнате;
- выставка детских работ по пластилинографии в ДОО «Цветы с осенней клумбы»;
- выставка совместного творчества детей и родителей «Цветочные фантазии»;
- создание альбома образцов, технологических карточек и таблиц для кружка «Волшебный пластилин»;
- оформление альбома творчества детей;
- создание картотеки стихов и загадок о цветах;
- презентация альбома иллюстраций «Осенние цветы»;
-картотека дидактических игр по развитию творческих способностей дошкольников;
- создание альбома о творчестве художников (Н. Синегина, М. Ясенцев, работающих в технике «пластилинография»;
- подборка художественной литературы и оформление библиотечки «Осень».
• для педагогов :
- проект и презентация на тему «Цветочные фантазии»;
-обобщение результатов инновационной деятельности на педагогическом совете, на сайте ДОО, на МААМ. Ru;
- конспекты мероприятий, методические рекомендации;
-создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы;
- словарь терминов нетрадиционной техники - пластилинографии «Педагогическая грамотейка»;
- картотека дидактических, словесных, пальчиковых игр на тему «Цветы»;
- альбом стихов и загадок о цветах.
• для родителей:
- мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования пластилином - пластилинография»;
- родительском собрании на тему: «Развиваем творчество у детей»;
-консультации: «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Подарок ребенку – пластилин: развиваем творчество»;
-информационные стенды: «Виды пластилинографии», «Игры с пластилином»;
-выставка детского творчества «Цветочные фантазии»;
- выставка совместного творчества детей и родителей «Цветы с осенней клумбы».
14. Презентация проекта :
• Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы кружка «Волшебный пластилин» :
иллюстративное сообщение,
доклад.
• Размещение проекта в личном профессиональном блоге, на сайте ДОО, на МААМ. Ru
Этапы проекта :
1 этап – Подготовительный.
o Изучение научно – методической литературы, интернет ресурсов по пластилинографии.
o Постановка цели и разработка содержания учебно – воспитательного процесса:
- перспективный план работы кружка: «Волшебный пластилин»;
- разработка цикла НОД по нетрадиционной технике рисования пластилином на тему: «Цветочные фантазии»;
- подбор иллюстративного материала: репродукции картин художников-пейзажистов, картин в технике - пластилинография, предметные и сюжетные иллюстрации, фото, технологические карточки и таблицы;
- подбор дидактических, словесных, пальчиковых игр, игр - экспериментов; художественного слова о цветах (произведения детских писателей, поэтов).
o Изготовление альбома образцов к изобразительной деятельности.
o Создание предметно-развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
o Мониторинг уровня развития художественно - творческих способностей детей.
2 этап – Основной.
Выполнение проекта (сентябрь 2016 г.)
Направление работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми Познавательное развитие
-Наблюдения, экскурсии в природу (осень).
-Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт.
-Рассматривание репродукций картин художников – пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», Григорьева «Осенние цветы», Винсент Ван Гог «Ваза с подсолнухами», В. Ефимчук «Цветы запоздалые», Е. Коренная «Осенний букет».
-Беседы: о времени года – осени, об осенних цветах; рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий; просмотр презентаций, фильмов.
-НОД по ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования пластилином – пластилинографией; рассматривание картин художницы Н. Синегиной, выполненных в технике - пластилинография.
-Эксперименты с материалом и инструментами. В течение проекта.
Изодеятельность
Нетрадиционная техника рисования пластилином – пластилинография, создание неповторимых образов осенних цветов способами :
-мозаичная пластилинография: «Аленький цветочек», «Сарафан надела осень»
-контурная пластилинография: «Цветик – семицветик», «Разные цветы»
-многослойная пластилинография: «Цветы – небывалой красоты», «Мы на луг ходили»,
-модульная пластилинография: «Красивые цветы в вазе», «Подарки осени».
-творческие работы: «Цветы с осенней клумбы». В течение проекта.
Речевое развитие
-Беседы по картинам художников.
-Разучивание стихов об осени, об осенних цветах.
-Повторение пословиц и поговорок о природных явлениях, о труде.
- Составление описательных загадок о цветах. В течение проекта.
Ознакомление с художественной литературой
-Чтение книг: М. Пришвин «Начало осени», «Последние цветы», К. Паустовский «Прощание с летом», Н. Сладков «Осень на пороге», Скребицкий «Художник – Осень», В. Бианки «Осень». Беседы по прочитанному.
-Чтение стихов: А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», И. Бунин «Листопад», Б. Пастернак «Золотая осень», К. Бальмонт «Осень»,
Л. Кузьминская «Осенние цветы», Ш. Мгшвили «Да здравствуют цветы…», Н. Берестова «Букет цветов», Л. Мещеряков «Наряд у осени так ярок…», С. Тутунов «Георгин», А, Соловьев «Гладиолус», С. Джус «Хризантемы» и др. В течение проекта.
Игровая деятельность
-Игры с пластилином: «Волшебные шарики», «Разноцветный мяч», «Забавные животные», «Отпечатки», «Буквы и геометрические фигуры из пластилина», «Бусы».
-Дидактические игры: «Собери букет», «Подбери цвет для картины», «Выложи узор», «Из чего состоит пейзаж?», «Натюрморт», «Осенняя палитра», «Помоги художнику».
-Словесные игры: «Времена года», «Какое дерево лист потеряло?», «Кто спрятался?», «Угадай картину», «Бывает – не бывает»,
-Пальчиковые игры: «Цветок», «Посадим в землю зернышко», «Цветочек на клумбе растет и цветет», «Пчелки и жуки».
-Игровые упражнения: «Бабочки», «Цветы», «На окне цветочки…»
-Подвижные игры: «Садовник и цветы», «К названному цветку беги», «Незабудка», «Кто быстрее выложит цветок».
-Физкультминутки: «На лужайке по утру…», «Желтый подсолнух», «Дождик», «На пенечке я сижу», «Божьи коровки». В течение проекта.
Музыка
П. И. Чайковский «Времена года», «Осень», «Осенняя песня», А. Вивальди «Времена года»,
Й. Гайдн «Осень», Г. Свиридов «Весна и осень», Ф. Шопен «Осенний вальс». В течение проекта.
2. Сотрудничество с родителями Совместная работа детей и родителей по реализации проекта. В течение проекта.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. В течение проекта.
Создание альбома творчества детей «Волшебный пластилин». февраль
Консультации:
-«Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»,
-«Подарок ребенку – пластилин: развиваем творчество».
Информационные стенды:
-«Виды пластилинографии»,
-«Игры с пластилином».
сентябрь
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционная техника рисовая пластилином – пластилинография».
Родительское собрание на тему: «Развиваем творчество у детей». сентябрь
Выставка детского творчества: «Цветы с осенней клумбы»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Пластилиновые фантазии».
Закрепление изученного детьми материала по заданию воспитателя в домашних условиях. В течение проекта.
3. Сотрудничество
с педагогами ДОО Консультационный материал для педагогов.
Пополнение педагогических копилок. В течение проекта.
Проект и презентация проекта на тему : «Цветы с осенней клумбы». сентябрь
Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогическом совете, на сайте ДОО.
Мастер – класс: «Многослойная пластилинография»
Создание в детском саду медиатеки, аудио – видеокассет, дисков, мультфильмов для развития творческого воображения и художественного творчества детей. В течение проекта.
Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото, картины художников – пейзажистов, картины в технике - пластилинография, технологические карточки и таблицы.
4. Методическое сопровождение Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. В течение проекта.
Разработка плана реализации проекта «Цветы с осенней клумбы».
Перспективный план работы кружка: «Волшебный пластилин» август
Конспекты НОД по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии. В течение проекта.
Картотека нетрадиционных способов рисования пластилином. сентябрь
Иллюстративный материал: репродукции картин художников-пейзажистов, картины в технике – пластилинографии, календари с изображением природы, тематические плакаты, технологические карточки и таблицы. В течение проекта.
Дидактические, словесные, пальчиковые игры, игры - эксперименты; художественное слово о цветах, времени года - осень (произведения детских писателей, поэтов, пословицы, поговорки). сентябрь
Подборка художественной литературы и оформление библиотечки «Осень».
Консультационный материал для педагогов. В течение проекта.
Консультационный материал для родителей. В течение проекта.
Обобщение и распространение наработанного материала.
3 этап – Коллективная реализация проекта.
• Выставка детских творческих работ с использованием нетрадиционной техники рисования пластилином: «Цветы с осенней клумбы».
• Выставка совместного творчества детей и родителей по пластилинографии: «Пластилиновые фантазии».
• Оформление альбома творчества детей.
• Создание комплекта образцов, технологических карточек и таблиц для кружка «Волшебный пластилин».
• Создание картотеки стихов и загадок о цветах, времени года – осени.
• Презентация альбома иллюстраций «Осенние цветы».
• Картотека дидактических игр по развитию творческих способностей дошкольников.
• Словарь терминов нетрадиционной техники - пластилинографии «Педагогическая грамотейка».
• Мастер – класс для родителей «Нетрадиционная техника рисовая пластилином – пластилинография».
• Консультации, информационные стенды на тему: «Пластилиновая живопись».
4 этап – Презентация проекта.
• Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы кружка «Волшебный пластилин»;
иллюстративное сообщение,
доклад.
• Размещение проекта в личном профессиональном блоге, на сайте ДОО, на MAAM.Ru.
5 этап – Определение задач для новых проектов.
• Разработать перспективу проекта «Нетрадиционная техника рисования пластилином - пластилинография» для детей всех групп.
• Продолжать развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, осваивая другие нетрадиционные техники изобразительного творчества.
• Активизировать участие воспитанников в проектной деятельности.
• Распространить опыт работы среди педагогов детского сада.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа стала эффективной частью системы работы по развитию творческих способностей дошкольников;
позволила систематизировать и обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе, о жанрах живописи;
способствовала воспитанию любви и бережного отношения к природе; воспитанию эстетического вкуса, умению любоваться объектами и явлениями природы, репродукциями картин художников.
Дети стали самостоятельно использовать нетрадиционные техники работы с пластилином в продуктивной деятельности для изображения характерных особенностей создаваемого образа;
экспериментировать с материалом и инструментами;
придумывать новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.
Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
С помощью нетрадиционной техники рисования пластилином - пластилинографией дошкольники создают новые, оригинальные работы, проявляют воображение, фантазию.
Работа над проектом способствовала развитию познавательных способностей детей в процессе наблюдений в природе, чтении художественной литературы, играх детей; в умении добывать информацию, анализировать, обогащать свои знания.
Дошкольники с большим интересом участвовали во всех мероприятиях, закрепили основные правила поведения в живой природе.
Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию ребенка, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для воспитателей в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых инновационных технологий развивающего обучения.
Перспективный план работы с детьми
Тема Количество часов
учебных занятий
Информационно –
мотивационный
блок Цикл «Нетрадиционная техника рисования пластилином - пластилинография» 2
Технологический блок Цикл «Мозаичная пластилинография» 2
Цикл «Контурная пластилинография» 2
Цикл «Многослойная пластилинография» 2
Цикл «Модульная пластилинография» 2
Проверочно – результативный блок Цикл творческих работ. 2
Всего 12
№ Тема Теория Практика Всего
Цикл «Нетрадиционная техника рисования пластилином – пластилинография»
1 Введение: правила техники безопасности, материалы и инструменты.
«Нетрадиционная техника рисования пластилином - пластилинография» 1 1
2 «Пластилинография». Знакомство с творчеством художников. 1 1
Цикл «Мозаичная пластилинография»
1 Знакомство с мозаичной пластилинографией. «Аленький цветочек» 0,5 0,5 1
2 «Сарафан надела осень» 1 1
Цикл «Контурная пластилинография»
1 Знакомство с контурной пластилинографией. «Цветик - семицветик» 0,5 0,5 1
2 «Разные цветы» 1 1
Цикл «Многослойная пластилинография»
1 Знакомство с многослойной пластилинографией.
«Цветы – небывалой красоты» 0,5 0,5 1
2 «Мы на луг ходили» 1 1
Цикл «Модульная пластилинография»
1 Знакомство с модульной пластилинографией.
«Красивые цветы в вазе» 0,5 0,5 1
2 «Подарки осени» 1 1
Цикл «Творческие работы»
1 Коллективная работа: «Цветы с осенней клумбы». Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего» и сами определяются с выполнением работы. 1 1
2 «Цветы с осенней клумбы». 1 1
Итого: 12
Список литературы
Веракса Н. Е. «Работа над проектами в детском саду». Современное дошкольное образование, 2008, № 5.
Киселёва Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ». ИЗД. АРКТИ М. :2011
Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Комарова Т. С. «Художественное творчество». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. – М. : «Карапуз – дидактика». Творческий центр СФЕРА. 2008.
Шишкина В. А. «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002
Выготский Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.
Давыдова Г. Н. «Пластилинография» – 1, 2 – «Скрипторий» 2003, 2006
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез,2011
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
Лыкова И. А. Я «Будующий скульптор». – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с.
Лыкова И. А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» - Кн. для воспитателя дет. сада. 1986.
Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись: методическое пособие». М. : «ТЦ Сфера», 2010.