Надия Янгаева
Педагогический проект «Часы и время»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект "Часы и время"
Тема детского проекта : «Часы и время»
Вид проектной деятельности детей : познавательно- исследовательский
Мотивация детей на проектную деятельность или ситуативность старта проекта :
1. Игровая мотивация.
Публикация «Педагогический проект „Часы и время“» размещена в разделах
2. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых
3. Познавательная мотивация
4. Мотивация личной заинтересованности
Цель проекта : расширить знания о часах, их возникновении и их разнообразии.
Задачи проекта :
Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
Узнать о принципах работы часов.
Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
План движения к цели (поддержание интереса детей)
Этапы планирования.
- Вопросы («Что знаем о времени?», «Что мы хотим узнать?», «Как нам найти ответы на вопросы?», «Кому обратится за помощью»). Ответы детей фиксируются детьми, на большом листе ватмана, условными схематическими символами, знакомыми и доступными детям.
-выбор темы (самостоятельно детьми, поддержка детской инициативы)
- Составление плана (карта детских идей)
–реализация проекта
- итог
План создания (реконструкции, пополнения) предметно-пространственной среды
- Пополнить центр экспериментирования;
- Подбор дидактического и наглядного материала, дидактических игр, подбор иллюстраций и картин по теме, подбор материалов для проведения исследования;
- Подбор художественной литературы.
Предполагаемые продукты детского проекта.
- ознакомление с историей возникновения часов, о главном назначении часов и их разновидностях.
- формирование знания о приборах измерения времени.
- Развитие познавательной активности детей.
- Приобретение навыков совместной работы со взрослыми и сверстниками, научатся анализировать и делать выводы.
- формирование навыков исследовательской деятельности.
- Проявление активности и инициативы в самостоятельной и совместной деятельности.
Пути сбора информации, практического материала и создания продуктов детского проекта.
-опрос, наблюдение, беседа, чтение информации по теме.
Мероприятия основной части проекта (занятия, эксперименты, наблюдения, экскурсии.)
Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы».
Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик - Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Знакомство со сказками: «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.
Словесные игры: «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово».
Дидактические игры: «Веселая неделька», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Каждому предмету своё время», «Кто быстрее», «Выбери что нужно для часов», «Узнай который час?», «Какие часы ты знаешь?».
Проблемно-игровые ситуации: «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
Физ. минутки: «Часы», «Осень», «Весна - красна»;
Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;
Пальчиковые гимнастики о временах года;
Подвижная игра: «День – ночь».
Образовательные ситуации: «Четыре принцессы», «Путешествие в страну точного времени»; «Путешествие в прошлое часов», «В гостях у гнома – часовщика»;
Эксперимент с песочными часами: «Течёт ли время?» (наблюдение и сравнение объема выполненной работы за разные временные интервалы)
Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать» (наблюдение, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок)
Эксперимент с водяными часами.
Эксперимент с огненными часами.
Самостоятельная творческая работа детей под руководством взрослых (поиск материала, информации; создание поделок, макетов, рисунков, альбомов, предложения и пр.).
Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего».
Ручной труд: «Часы», изготовление водяных часов, изготовление огненных часов.
Аппликация: «Будильник».
Лепка: «Цветочные часы».
План взаимодействия с семьями воспитанников.
-Совместное изготовление макета часов родителями и детьми
-Участие в создании коллекции часов.
-Презентация проекта «Интересный мир часов»
План презентации проекта
Паспортная часть проекта
Актуальность
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было прожить день, не следя за временем.
Цель проекта : расширить знания о часах, их возникновении и их разнообразии.
Задачи проекта :
Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
Узнать о принципах работы часов.
Выяснить всё о роли часов в жизни человека.
Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет)
Срок реализации проекта : краткосрочный, 1 неделя
Проектная деятельность
Этапы реализации проекта
I. Организационный (подготовительный) этап (понедельник, вторник)
Виды деятельности Методы и формы работы
Разработка плана мероприятия Беседа, консультации для родителей
Оснащение (пополнение) предметно-развивающей среды Подбор дидактического и наглядного материала, дидактических игр, подбор иллюстраций и картин по теме, подбор материалов для проведения исследования, изготовление атрибутов к СРИ
Дополнительное изучение литературы по тематике
Подбор художественной литературы
Демонстрация презентации Подготовка материала к презентации
Изготовление альбома «Виды часов» Подготовка материала к изготовлению альбома
II. Основной (деятельностный) этап (вторник, среда, четверг)
Виды деятельности Методы и формы работы Сроки исполнения
вторник, среда, четверг Мероприятия проекта
Работа с детьми
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
Непосредственно образовательная деятельность.
Создание и решение проблемных ситуаций
Наблюдение, экспериментирование. Беседы.
Просмотр мультимедийных презентаций.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Образовательные ситуации: «Четыре принцессы», «Путешествие в страну точного времени»; «Путешествие в прошлое часов», «В гостях у гнома – часовщика»;
Эксперимент с песочными часами: «Течёт ли время?» (наблюдение и сравнение объема выполненной работы за разные временные интервалы)
Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать» (наблюдение, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок)
Эксперимент с водяными часами.
Эксперимент с огненными часами.
Социально – коммуникативное развитие
Игровая деятельность Игры-экспериментирования с часами
дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения, СРИ.
Беседа, составление и отгадывание загадок; составление рассказов, викторина
Дидактические игры: «Веселая неделька», «Угадай, что за время года», «Когда это бывает?», «Веселые часы», «Каждому предмету своё время», «Кто быстрее», «Выбери что нужно для часов», «Узнай который час?», «Какие часы ты знаешь?».
Проблемно-игровые ситуации:
«Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин часов», «Часовая мастерская».
Коммуникативная
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение, рассказывание произведений беседа, заучивание стихотворений Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Измерение времени», «Современные часы».
Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик - Так», В. Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С. Баруздин, «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени». Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о временных отношениях.
Знакомство со сказками:
«Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.
Словесные игры:
«Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово»
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, аппликация, лепка
Выставки продуктов детского творчества
Выставки продуктов детского творчества
Слушание, пение, ритмические движения
Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь», «Часы будущего».
Ручной труд: «Часы», изготовление водяных часов, изготовление огненных часов.
Аппликация: «Будильник».
Лепка: «Цветочные часы».
- Песенка «Тик-так»,
- Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так»
- Танец «Часики»
Конструирование
Музыкальная
Взаимодействие с родителями
Совместное изготовление макета часов родителями и детьми
Участие в создании коллекции часов.
Презентация проекта «Интересный мир часов» - выставка совместного творчества родителей и детей: поделки из бумаги. Презентации проекта «Интересный мир часов»
III Итоговый этап - подведение итогов реализации проекта
- Презентация проекта
- Продукты проекта :
- создание мини-музея часов, оформление коллекции часов;
-создание альбомов «Виды часов»;
- создание презентаций «Интересный мир часов».
Результативность проекта
Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности)
Заключительная часть
Используемая литература:
1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001
2. Гризик Т. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995
3. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
4. Савенков А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000
5. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //
8. Корнеева О. «Определяем время по часам».
9. Безруких М., Филиппова Т. «Время. Часы».
10. Тарабина Т. И. «Детям о времени».
11. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени о дошкольников».
12. Колесникова Е. В. «Математические ступеньки».
13. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени».