Олеся Сухова
Использование нейроигр и упражнений в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
Самым главным вопросом для каждого логопеда в начале учебного года становится: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей и сделать его интересным, эффективным и нескучным?». Это побуждает нас к поиску нестандартных методик решения проблемы. Ведь у детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Зная, что логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины в этом учебном году меня заинтересовала методика образовательной кинезиологии, т. е. процесс обучения через движение или гимнастика мозга– нейроупражнения.
Публикация «Использование нейроигр и упражнений в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта, включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна,
и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально
применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Основная цель применения нейроупражнений с детьми логопедической группы — это активизация процесса говорения и развития речи у детей.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг
-развивается зрительно-моторная координация
-развивается слуховое и зрительное внимание
- речь ребенка становиться чище и понятной окружающим
-ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач.
При использовании нейроигр необходимо соблюдать правила:
- начинать занятия нужно индивидуально, т. к. важно точное выполнение каждого упражнения;
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно (динамическая пауза или организационный момент на занятии)
Рассмотрим некоторые игры-упражнения, которые я использую в своей работе.
1. Игры и упражнения на разнотипичное согласование движений рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Формирование произвольности действий.
Папка «Нейроупражнения для дошкольников»
Игра «Колечки» (поочередно соединять и разъединять пальцы руки с большим пальцем в кольцо при этом произносить обратные и прямые слоги с поставленным звуком; при дифференциации звуков - работают две руки и произносятся слоги с отрабатываемыми звуками).
Игра «Кулак-ребро-ладонь»
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).
Для автоматизации звуков использую нейрокарточки, нейрорифмовки «Смотри и повторяй» (карточки с согласованием слов и жестов). Это игра с переключением. Ребенку нужно рассмотреть картинку, назвать их по порядку и на каждое слово выбрать соответствующую позу руки. Такие же карточки, где ребенок произносит слово и выполняет соответствующий жест можно использовать для дифференциации смешиваемых звуков.
Игра «Веселый цветок» (называет слова и нажимает двумя пальчиками на лепестки нужного цвета).
Кинезиологические таблицы на автоматизацию и дифференциацию оппозиционных звуков.
Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук [С] стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком [Ш]– влево. Но если в слове есть звуки [С] и [Ш], то стрелочка направлена в обе стороны.
Нейроладошки
В начале познакомились с видами жестов, пробовали их повторить, играли в волшебный мешочек – выбрал-выполни жест.
Игра «Какого жеста не стало?»
Выкладываем 3,4,5,6 фигурок. Рассмотрели, выполнили. Одну из фигурок прячем и просим выполнить тот жест, который исчез.
Игра «Башенка».
Кладем фигурки друг на друга. Затем ребенок снимает по одной фишке, выполняя жест одной рукой, а второй убирая фишку сверху.
Игра «Уголки»
Раскладываем 9 фигурок на стол 3 3. И просим найти и выполнить один из них: найди правый верхний угол – покажи жест, покажи левый нижний угол – выполни жест, на верхней строке найди середину-покажи жест.
2. Нейроигры, нейротренажеры, нейродорожки - задания на активацию работы мозга.
Цель: развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие речи.
Нейродорожки –это прием, когда ребенок одновременно прорисовывает симметричные фигурные линии двумя руками (или выкладывает дорожки из камешков Марблс, произнося нужный нам звук, слово, словосочетания или предложения. Ещё один вариант использования нейродорожек при автоматизации звука – это проговаривание звука (слова) с одновременным движением обеих рук по дорожкам, но в разных направлениях.
Приобрела альбомы для автоматизации звуков с элементами нейродорожек, нейрокарточек и кинезиологических таблиц
Нейротаблицы на внимание «Покажи двумя руками»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по нашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Пальцеходы логопедические
3. Игры с тактильными массажными мячиками и эластичными колечками (Су-Джок)
«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил
Василий Александрович Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка.
Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу)
Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Игра «Передай шарик»
Подводя итог, могу отметить, даже кратковременные занятия нейрогимнастикой положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Регулярные тренинги помогают значительно улучшить состояние психических функций и мыслительных способностей, снизить утомляемость, улучшить мелкую и крупную моторику, укрепить вестибулярный аппарат, снять стресс и напряжение, предотвратить нарушения связанные с восприятием пространства, что способствует профилактике комплексного развития детей.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают нейроупражнения на
развитие ребёнка, планирую и в дальнейшем применять их в своей работе, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.