Вероника Терентьева
Педагогический проект «Азбука права» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «АЗБУКА ПРАВА»
Актуальность.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Публикация «Педагогический проект „Азбука права“ в старшей группе» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязано осуществлять особую заботу о детях.
Конвенция о правах ребёнка, принятая в 1989 году, является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.
В Конвенции провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
Цель: Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней, формирование у детей и родителей наглядно - образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Задачи:
1. Изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка».
2. Изучить материал глазами художников, писателей «О правах ребенка».
3. Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
4. Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально - правовыми нормами и правилами поведения.
5. Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Тип проекта : информационный.
Продолжительность – долгосрочный
Ожидаемый результат:
• Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей о «Конвенции о правах ребенка».
• Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
• Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.
ПРОДУКТ проекта :
• Праздник «День защиты детей».
• Оформление стенгазеты «Права наших детей»
• Картотека пословиц и поговорок о семье
Работа с родителями.
№ п/п Название. Срок
1 Анкетирование родителей.
Консультация «Правовое воспитание в детском саду» Сентябрь.
2 Буклет «Конвенция о правах ребенка» Октябрь
3 Папка – передвижка «Права детей» Ноябрь
4 Памятка «Поощрение и наказание» – правила для взрослых Декабрь
5 Собрание «Азбука права»
Презентация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Январь
6 Памятка «Жестокое обращение с детьми, что это такое?» Февраль.
7 Консультация «Понимаем ли мы своих детей?» Март
8 Консультация «Детская ложь за и против» Апрель
9 Стенгазета «Права наших детей» (рисунки и фото) Май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сентябрь. «Каждый ребенок имеет право на имя»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Я и мое имя».
Беседы «Как зовут твоих родителей». «Как тебя называют дома». «Кому дают имена, у кого есть имена». «Что такое именины»
Продуктивная деятельность Рисование: «Портрет моего друга», «Мой дом».
Аппликация: «Дружат дети всей планеты».
Лепка: «Дадим шар земной детям».
Развивающие игры Игры-викторины: «Измени имя»,
Дидактические игры: «Кто такой «я», «Поменяемся ролями», «Слушай свое имя», «Скажи по-другому», «Четвертый лишний», «Не ошибись».
Игры-упражнения: «Раздаем имена», «Обратись по имени», «Придумай название», «Ласковые имена».
Творческие игры Сюжетно-ролевые игры: «Семья»
Подвижные игры: «Я знаю…»
Художественная литература Н. Носов. «Приключение Незнайки и его друзей»,
Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой»,
А. Барто. «Я расту»,
Э. Успенский. «Ты и твое имя»,
р. н. ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Праздники и развлечения Развлечение «У кого сегодня именины».
Октябрь. «Права детей через сказки»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Права детей» через сказки»
Беседы «Как можно помочь героям сказок?». «Герои русских сказок»
Продуктивная деятельность Рисование иллюстраций к сказкам;
Аппликация «Наряд для Золушки»;
Лепка «Гадкий утенок»;
Конструирование «Теремок», «Дворец для Золушки», «Дом для трех поросят».
Развивающие игры Дидактические игры: «Собери сказку», «Узнай и назови», «Что нарушено»; «Назови сказочного героя».
Творческие игры Театрализация: «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка»;
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Художественная литература Чтение сказок, загадок про сказки
Праздники и развлечения Досуг «В гостях у сказки».
Аудиовизуаль-ные средства Просмотр сказок-мультфильмов; прослушивание сказок в аудиозаписи
Ноябрь. «Каждый ребенок имеет право на дом и семью»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Мой дом, моя семья»
Беседы «Моя семья», «Вместе – целая семья», «Кто где живет»
Продуктивная деятельность Рисование: «Мой дом», «Украсим тарелку для мамы»
Конструирование: «Мой дом»
Ручной труд: «Дом, в котором я живу»
Развивающие игры Дидактическая игра «Кто где живет», «Обязанности в вашей семье», «Подскажи словечко».
Творческие игры Сюжетно-ролевые игры: «Выходной день с семьей», «Мы встречаем гостей», «Семья»
Подвижные игры «Курица и цыплята»
Художественная литература Стихи и пословицы о семье, о доме, о близких людях. Е. Благинина «Вот какая мама», сказка «Гуси-лебеди»;
Праздники и развлечения День матери.
Аудиовизуаль-ные средства Слайды, видеофильмы на тему «Семья»
Декабрь. «Каждый ребенок имеет право на помощь и защиту»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Беседы «Почему бывают драки», «Кто щедрый, тот в дружбе первый», «Учись сочувствовать», «Если вдруг тебя обидели», «Что такое дружба?»
Продуктивная деятельность Рисование: «Мой друг».
Развивающие игры Дидактические игры: «Что нарушено», «Хорошо-плохо», «Я не должен»
Творческие игры Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Танцоры и музыканты», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент», «Как поступят дети».
Подвижные игры: «Нам не тесно», «Не намочи ноги», «Салочки-выручалочки», «Кто раньше до флажка», «Поводырь».
Художественная литература B. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстой. «Два товарища», С. Маршак. «12 месяцев», Ш. Перро. «Красная Шапочка», C.Михалков. «Три поросенка», р. н. ск. «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Коза-дереза», «Волшебное кольцо», «Теремок», «Три медведя», венг. н. ск. «Два жадных медвежонка».
Праздники и развлечения Тематический день «Что такое хорошо, что такое плохо»
Аудиовизуаль-ные средства Мультфильм по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Январь. «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Как и зачем люди отдыхают», «Театр»
Беседы «Как человек отдыхает?». «Как ты проводишь свободное время?». «Зачем человеку свободное время?». «Что такое отдых?». «Какие бывают праздники?». «Мое любимое занятие».
Продуктивная деятельность Ручной труд по желанию детей или предложению педагога
Развивающие игры Игры и упражнения на восприятие произведений живописи, музыки, литературы, пластики.
Творческие игры Сюжетно-ролевые игры: «Поход», «Путешествие», «Семья».
Подвижные игры «Веселые ребята»,»Карусель»
Театрализованные игры, игры-драматизации.
Художественная литература Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени», В. Осеева. «На катке», русская народная сказка «Два мороза», В. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Носов. «Рассказы» Э. Успенский «Я устала».
Праздники и развлечения «День игры». «Каникулы».
Аудиовизуаль-ные средства Мультфильмы: «Каникулы в Простоквашино», «Путешествие в страну невыученных уроков», «Каникулы Бонифация».
Февраль. «Предотвращение опасных ситуаций»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Предотвращение опасных ситуаций»
Беседы «Как бы вы поступили в данной ситуации», «Общение с незнакомыми людьми», «Правила поведения на улице», «Кто представляет опасность для окружающих?»
Продуктивная деятельность Рисование: «Сказка о глупом мышонке»
Развивающие игры Дидактическая игра «Добрый и злой человек», «Опасные ситуации»
Творческие игры «Свой, чужой, знакомый»
Сюжетно-ролевая игра «Спасатели», «Полиция»
Подвижная игра «Спасатели», «Западня»
Художественная литература А. Толстой. «Приключения Буратино», С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»
Праздники и развлечения Развлечение по ОБЖ
Аудиовизуаль-ные средства Мультфильмы: «Приключения Буратино».
Март. «Каждый ребенок имеет право на образование»
Формы
работы Содержание работы
НОД Тема: «Хочу все знать».
Беседы «Зачем нужно учиться».
«Как люди получают информацию».
Продуктивная деятельность Рисование: «Моя любимая телепередача», «Скоро я пойду в школу».
Конструирование: «Книжки-малышки».
Развивающие игры.
Творческие игры «Что? Где? Когда?» (интересная информация для детей познавательного характера).
Игра-интервью: «Сообщи интересную новость друзьям!»
Сюжетно-ролевые игры: Библиотека. Почта. Школа. Детское телевидение.
Художественная литература Энциклопедические словари для дошкольников.
Аудиовизуаль-ные средства Мультфильмы: «Приключения Незнайки», «Незнайка и его друзья», «Вовка в Тридевятом царстве», «Маугли», «Козленок, который умел считать до десяти».
Праздники «Неделя детской книги».
Апрель. «Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Здоровье и болезни»
Беседы «Кто и как заботится о твоем здоровье». Беседы о здоровье, о труде врача
Продуктивная деятельность Рисование: «Доктор Айболит спешит на помощь».
Аппликация: «Машины скорой помощи».
Ручной труд: изготовление медицинских карт для игры в больницу.
Конструирование: «Медицинский городок».
Развивающие игры Дидактические игры: «Чей инструмент»,
Творческие игры Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека» и т. д.
Игра-шутка «Расскажите, что болит».
Игра-драматизация «Научи Аленку» (овладение навыками личной гигиены).
Художественная литература А. Барто. «Девочка чумазая», К. Чуковский. «Айболит», «Мойдодыр».
Пословицы, поговорки, загадки о здоровье, спорте.
Праздники и развлечения Спортивные развлечения.
День здоровья.
Аудиовизуаль-ные средства Прослушивание песни «На прививку». Прослушивание сказок в аудиозаписи
Май. «Права и обязанности ребенка»
Формы работы Содержание работы
НОД Тема: «Права детей» через сказки»
Беседы «Права, о которых мечтают дети»
Продуктивная деятельность Рисование «Конвенция прав ребенка глазами детей»;
«Права, о которых мечтают дети»
Развивающие игры Дидактические игры: «Узнай и назови», «Что нарушено», «Найди правильный ответ», «Для чего этот предмет»
Творческие игры Игры-упражнения «Решение ситуаций»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Телевидение» и т. д.
Художественная литература Разучивание стихов о правах. Чтение стихотворения «Права ребенка»
А. Лопатина
Праздники и развлечения КВН «У меня есть права».
Аудиовизуаль-ные средства Просмотр сказок-мультфильмов; прослушивание сказок в аудиозаписи
МОНИТОРИНГ
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С. / Издательство: Мозаика-Синтез, 2011
2. Козлова С. Мы имеем право. Москва, Обруч,2010 г.
3. Соловьева Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Москва, Аркти, 2004 г.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка» М., Творческий центр, 2009
5. Голицина Н. С., Огнева Л. Г. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка.
6. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. АСТ, Москва, 1998г.
7. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ отв. ред. Сапогов В. М., Псков, ПОИПКРО, 2008
8. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.
Основные международные документы:
• Декларация прав ребенка
• Конвенция ООН о правах ребенка
Нормативные документы федерального уровня:
• Конституция РФ
• Гражданский кодекс
• Семейный кодекс РФ
• ФЗ РФ «Об образовании»
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Приложение 1
Мониторинг детей «Права детей».
Ф. И.
ребенка
1
2
3
4
5
6
7
1.
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса - о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.