Наталья Рык
Педагогический опыт работы «Развитие познавательной активности и творческого потенциала дошкольников посредством ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт работы по теме : «Развитие познавательной активности и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством применения методов и приёмов ТРИЗ - технологии»
«Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путём сообщения им какого-то материала, но и посредством поисковой творческой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать «открытия». Дети должны быть доведены до самостоятельного исследования и до собственных выводов. Им надо как можно менее объяснять и как можно более наводить на собственные «открытия».
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие познавательной активности и творческого потенциала дошкольников посредством ТРИЗ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Герберт Спенсер
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики, согласно вступившего в силу ФГОС, является задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения.
Мы привыкли к традиционному обучению, которое основывается на обычную схему ЗУН (знания, умения, навыки) или «услышал - запомнил - повторил - применил». Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. В первую очередь выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Наше время – время перемен, и нам нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Изучив современные механизмы воспитания творческой личности, проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня познавательной активности детей, я пришла к выводу о необходимости заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования в своей работе с воспитанниками адаптированной к дошкольному возрасту технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Новизна педагогического опыта заключается в интегрированном решении задач обучения технологии творчества и основной образовательной программы дошкольного учреждения с учётом ФГОС ДО. Моё педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Ведущая педагогическая идея : использование ТРИЗ – технологии в работе с дошкольниками позволит вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Так же позволит развить нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Цель опыта : создание условий для развития познавательной активности и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ - технологии.
Задачи:
знакомить с окружающим миром методами и приёмами ТРИЗ, формируя навык познавательной, творческой и практической деятельности;
развивать творческие способности через умение видеть и решать противоречия;
воспитывать активную жизненную позицию, культуру межличностных отношений в совместной деятельности.
В основу опыта моей работы легли следующие принципы:
принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребёнку право выбора;
принцип открытости – нужно предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность;
принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;
принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
В своей работе я использую следующие методы ТРИЗа : приём моделирования, мозговой штурм, метод каталога, синектика, метод «ДА-НЕТка», системный оператор, морфологический анализ.
Свои усилия на начальном этапе освоения методов и приёмов ТРИЗ, я направила на ознакомление дошкольников с именами признаков по модели «Объект – Имя признака – Значение признака»через систему сенсорных упражнений. Для этого мною было создано пособие «Секретный сундучок». В сундучок спрятан какой-то предмет. Дети угадывают, задавая вопросы. Используют при этом условные обозначения - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, которые изображены на полях сенсорного сундучка. С помощью этой игры дети научились обследовать предмет с помощью различных анализаторов, формулировать и задавать вопросы.
Опираясь на популярную версию игры «ДА-НЕТка», я изготовила пособие «Волшебный поясок».Практическая польза от этой игры в том, что ребёнок в результате игры обучается точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Эта игра может иметь несколько вариантов правил. Она хороша тем, что сложность игры может постепенно увеличиваться. А разнообразные правила не дадут ребёнку заскучать.
Применяя метод системный оператор, я подаю информацию дозировано, от простого к сложному. Так, начиная с младшей группы, я применяю трехэкранный вариант, в дальнейшем увеличиваю до девятиэкранного. Данный метод помогает сформировать целостную картину мира, учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии. Я вижу, что, применяя метод системного оператора, у детей формируются способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы - прошлое, настоящее, будущее на уровне системы, подсистемы и надсистемы.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в прошлое», «Космос и мы», «Азбука профессий», «Комнатные растения». Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется мною во всех видах деятельности с дошкольниками. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребёнка. Создаётся ситуация успеха, взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю детям готовые знания, не раскрываю перед ним и истину, а учу её находить.
Мною разработаны творческие задачи для детей дошкольного возраста. Разработана система педагогических условий, позволяющая повысить уровень познавательной активности и творческого потенциала детей. Разработаны картотека игр и тренингов на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. Все эти пособия используются во всех видах деятельности. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.
ТРИЗ – универсальная технология, она позволяет не только видеть проблему,
формулировать её как противоречие, но и способствует развитию системного мышления, творческого воображения, формирует активную творческую позицию.
Опыт применения методов данной технологии позволили мне успешно решать задачи творческой, познавательной и практической деятельности дошкольников. Я заметила, что дети в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, стали более общительными, не боятся высказать своё мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят окружающий мир во всем его многообразии, его противоречивости, закономерности развития, т. е они учатся мыслить системно.
Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни. Её использование, как основы инновационной деятельности в образовательном учреждении, позволит, на мой взгляд, существенно повысить качество и эффективность педагогической деятельности адекватно вызовам текущего времени.