Папки-передвижки

Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности»

Размыслова Татьяна
Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности»
▼ Скачать + Заказать документы

"Здоровье-это состояние человека,

которому свойственно не только отсутствие

болезней или физических дефектов,

но и полное физическое, душевное

и социальное благополучие".

Никифорова Г. С.

Я работаю в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа, созданном для оздоровления детей с нарушением зрения от двух до семи лет, имеющих разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию).

В настоящее время заболеваемость глаз имеет устойчивую тенденцию к росту.

Публикация «Педагогический опыт по теме: „Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности“» размещена в разделах

Нарушения зрения оказывают негативное влияние на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка.

В настоящее время в научной литературе практически отсутствуют публикации, отражающие современные условия воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ. Также, на сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается :

1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей,

2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.

3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.

Изучение медиками состояния здоровья детей с нарушением зрения позволило установить, что среди воспитанников нашего ДОУ отсутствуют дети, которые могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья, часть детей имеет только функциональные отклонения (II группа здоровья, больше половины страдает хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа)

Поэтому актуальным является создание коррекционно-образовательных технологий оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения, поскольку именно период дошкольного детства детей закладываются основы здорового образа жизни, ценностное отношение к своему собственному здоровью.

Вышеизложенное и обусловило выбор мною темы для углубленного изучения, позволило мне сформулировать цели своей работы и определить задачи.

Цели:

- изучить возможности использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими различные зрительные патологии

- показать значимость их использования в работе с детьми данной категории

- создать условия для внедрения технологий оздоровления в образовательный процесс детей с нарушением зрения

- обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанникам

Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению мною изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья, ряд нормативно-правовых документов. Это закон Российской Федерации: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы» и др.

Задачи:

- построение структуры оздоровления детей с нарушением зрения с применением разных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

- разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

- воспитать валеологическую культуру и валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни

- формировать у детей потребности в здоровье и осознанном отношении к нему, систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию

- сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий

- обеспечение конструктивного партнерства всех участников воспитательно – образовательного процесса, семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья

- выработка концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению

Основополагающим принципом моей работы является постоянное совершенствование знаний по физической культуре, осознание большой ответственности за здоровье детей, что дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями.

Особого анализа требуют формы и методы организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. В своей работе по данной проблеме, я использую методы и приемы, выбор которых осуществляю с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения.

Новизна и значимость моей работы заключается в разработке и адаптации методов и приемов образовательного процесса в ДОУ, направленного на формирование у дошкольников основ культуры собственного здоровья, здоровьесбережения.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы поданному вопросу;

- совместное с учителем–дефектологом диагностическое обследование уровня физического развития в соответствии с диагнозами детей,

- анкетирование родителей;

Приоритетным направлением нашего МБДОУ является коррекционно-педагогическое направление.

Свою работу строю в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований. Создаю оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Поставленные перед собой цели и задачи я реализую посредством различных форм организованной работы по здоровьесбережению, а именно:

- непосредственная организованная деятельность по валеологии и физкультуре ( Познание:«Страна Витаминия», «Зачем нужны уши, глаза»)

- утренняя гимнастика

- физкультурно – спортивные праздники, физкультурные развлечения

- физминутки, динамические паузы

- самостоятельная двигательная деятельность детей

Овладение детьми технологиями, которые включают двигательные действия, влияющие на разные рецепторы, и активируют в комплексе все органы и системы организма детей я организую последовательно. В младшей группе наряду с традиционными подходами к физическому развитию детей использую следующие нетрадиционные оздоровительные технологии :

- валеокоррекцию (артикуляционная, глазодвигательная, пальчиковая гимнастики)

- разные виды самомассажа (точечный, для ног, ушных раковин, с использованием массажных мячиков)

- оздоровительные гимнастики (дыхательная, глазодвигательная, пальчиковая, имунная)

-цветотерапию

- упражнения на массажных дорожках и ковриках

- песочная терапия

В старших группах после формирования основных двигательных умений и навыков оздоровительные технологии совершенствуются и дополняются.

С детьми старшего дошкольного возраста с целью не только укрепления физического здоровья, но и духовного состояния, использую этюды для души. Детям предлагаю выбрать среди предложенных карточек с изображением разных ситуаций те, которые рассказывают о добре, и обговариваю их. Усложняются различные виды гимнастик (добавляю коррегирующую, ритмическую гимнастики)

Для повышения самооценки, уверенности в себе, для утверждения ребенка в обществе организовываю бестинг, когда дети делятся своим успехом с другими. Для достижения эмоциональной релаксации. Учу детей импровизировать, фантазировать, выполнять по указанию разные творческие задания по игровой методике Л. Бейби, а также элементы оздоровительных технологий терапевтического направления – арттерапия, музыкотерапия, цветотерапия. Подбираю упражнения из «Театра физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко.

Важным средством приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в МБДОУ является воспитательная работа по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Систематически (с учетом лексических тем недели) в непосредственную образовательную деятельность и вне ее включаю знания по валеологии. Например, лексическая тема «Продукты питания» дополняется формированием у детей знаний об органах пищеварения, тема «Овощи и фрукты» - о витаминах. Кроме того детям во всех возрастных группах с учетом программных требований даются знания в рамках таких тем, как «Наши добрые дела», «Органы чувств», «Строение тела», «Органы кровообращения».

Изготовила нестандартное физкультурное оборудование : массажный коврик из пробок, колпачки – ловушки, набивные мячи, собрала и упорядочила комплексы дыхательной, пальчиковой, глазодвигательной гимнастик

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи, поэтому в работе с семьей мною используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы :

проведение совместных спортивных праздников и досугов, таких как «Осенние приключения», «Зов джунглей», дней здоровья;

встречи за «круглым столом» по вопросам сохранения укрепления здоровья детей, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников детской поликлиники;

Подготовка наглядной информация по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Для родителей были подготовлены и проведены следующие консультации:

- «Закаливание детей в домашних условиях»

- «Сохранить и укрепить зрение»

- «Формирование правильного дыхания у детей»

- «Профилактика плоскостопия»

Тесное сотрудничество с родителями дало положительные результаты:

родители стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки;

охотно участвуют в организации и проведении досуга детей;

участвуют в формировании развивающей среды, способствующей полноценному общему развитию детей.

С целью распространения своего опыта по данной теме среди коллег МБДОУ выступаю с сообщениями и докладами на педсоветах, семинарах, провожу консультации на такие темы:

- «Использование разных средств физвоспитания в формировании у детей навыков здорового образа жизни»

- «Нетрадиционные подходы к оздоровлению детей ДУЗ»

- «Образовательная область «Физическое развитие» : здоровьесберегающие технологии

- «Использование фитнес – программ в оздоровительной работе с дошкольниками»

- «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников»

- «Новые подходы к формированию предметной игровой среды ДУЗ в соответствии с ФГТ»

- «Использование средств фольклора в физвоспитании у детей»

- «Использование методов арт-терапии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

- «Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в младшей группе»

Результат:

В результате внедрения работу комплексного сочетания программ по здоровьесбережению детей дало положительные результаты:

у детей повысился интерес к непосредственно образовательной деятельности;

увеличился уровень их физической подготовленности;

созданы условия для положительного психо-эмоционального состояния и развития психических и нравственных качеств;

уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни;

количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет22 %;

количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

Публикации по теме:

Формирование логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста в изобразительной деятельности» Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей раннего возраста» Актуальность: Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Повышение родительской компетентности по формированию читательских умений у детей дошкольного школьного возраста В современном мире, когда, существует много каналов информации, все реже уделяется внимание книгам. Взрослые сами стали читать меньше и.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Презентация на тему: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 18:03
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности»» (включая файлы) размещена пользователем Размыслова Татьяна (УИ 306364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД