Любовь Белоглазова
Повышение родительской компетентности по формированию читательских умений у детей дошкольного школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, когда, существует много каналов информации, все реже уделяется внимание книгам. Взрослые сами стали читать меньше и заменяют чтение детям все чаще на просмотр передач по телевизору, игры на компьютерах, планшетах. Кризис чтения достиг большого размаха во всем мире и наша страна тоже не исключение.
Конечно, при таком потоке информации из новых разных источников нужно ли нам чтение? Ответ очень прост, конечно, нужно чтение детям и для детей в дошкольном возрасте пока ребенок не научился сам читать, очень важно прививать любовь к чтению. А приобщение ребенка к чтению начинается с чтения русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Колобок», «Царевна лягушка», прибауток, песенок именно с них и следует начинать приобщение маленьких детей. Дошкольники явно предпочитают стихи прозе. Они очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. Множество детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и запоминают дети младшего дошкольного возраста. Такие произведения лучшее всего соответствуют потребностям малышей, потому как являются удачным сочетание ритмики, интонации, мелодии и движения. А ещё малыши любят красочные книги. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется в старшем дошкольном возрасте. Это чтение произведений писателей: М. Горького, Н. Носова, В. Бианки, Михалкова. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, и любят ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.
Публикация «Повышение родительской компетентности по формированию читательских умений у детей дошкольного школьного возраста» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Чем больше читать ребенку, тем он лучше будет учиться. Важно объяснить ребенку, что с момента прихода в школу он должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга. Не только от учителя зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни. Чтобы воспитать у ребёнка любовь к чтению, психологи рекомендуют: Родители должны демонстрировать свой положительный пример людей, для которых чтение – это удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда.
Система работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях воспитанников такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение сельской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю.
Мы рекомендовали записать ребёнка в библиотеку. Посещать ее еженедельно. Позволить ребёнку самостоятельно выбирать себе книжки и журналы. Посещать книжные магазины. Собрать дома интересную детскую библиотеку. Завести «Дневник читателя», где будет отражено, сколько книг, каких и в течение какого периода были они прочитаны. Оборудовать дома уголок для чтения: удобный стол и стульчик, книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и пр. Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось читать ещё больше.
Одной из форм по формированию и приобщению детей к чтению стало создание читательского клуба в нашем детском саду. Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы; создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основная цель встреч: расширение круга произведений для совместного семейного чтения: произведения поэтов и писателей России, зарубежных писателей. Базовыми формами проведения встреч являются ролевые игры «В гости к тетушке Федосье», беседы с элементами тренингов, игры - драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Заяц и еж», показ кукольного театра по произведениям детских писателей: К. Чуковского «Федорино горе», литературные викторины совместно родителей с детьми по произведениям В. Бианки, А. Пушкина, Л. Толстого. Выставки рисунков по мотивам прочитанных книг, такие формы проведения встреч позволяют заинтересовать воспитанников предстоящим чтением, создать атмосферу поиска, расширить границы творческой активности дошкольников. Благодаря нашему клубу родители сделали выводы, что совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.
Поэтому семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить, но и думать грамотно. Устраивая выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, родители закрепляют знание произведений, развивают творческие способности, изобразительные навыки, мелкую моторику руки, воображение, фантазию.
Мы предложили родителям интересные задания после чтения, которые пробуждают интерес ребенка к книге и помогают лучше запомнить прочитанное :
1. Придумать к рассказу продолжение.
2. Составить вопросы к произведению.
3. Взрослый начинает пересказ прочитанного и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить.
4. Разгадывание и составление кроссвордов. Детям читается произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Проведенная работа помогла сформировать читательскую компетентность ценностно-смысловую, коммуникативную и познавательную.
Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения : знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя.
Коммуникативная компетенция дошкольников проявляется в умении строить общение со сверстниками.
Познавательная компетенция определяется самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений. Читательские умения направлены на : умение пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст.
Процесс формирование читательской компетентности, приобщения воспитанников к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная (но отнюдь не единственная) из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.
Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.
На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение.
Частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации.
Книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного. Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного.
Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Выводы по совместному чтению:
Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность.
Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение к миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
Слушая литературное произведение, ребё нок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт.
Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни. «Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи».
Анализируя свой опыт по формированию читательской компетентности родителей, приобщая детей к чтению, хочется поделиться своими взглядами на перспективы нашей дальнейшей работы: широко откроет двери университет для родителей, где они могут поделиться опытом по организации семейного чтения и досуга. В рамках открытия детской читательской галереи в рамках, которой будут проходить встречи с поэтами, прозаиками малой родины и литературные чтения, используя разнообразные формы, которые будут носить креативный характер.