Светлана Жеребцова Петрова
Педагогический опыт «Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре»
Цель: профессиональной деятельности в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой -
Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольников в процессе приобщения к родной природе, культуре, традициям малой Родины.
Задачи: профессиональной деятельности обеспечивающие достижение цели:
- Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, односельчанам.
- Знакомить с понятием “ Малая Родина “ через ознакомление) с родным домом, селом, краем.
Публикация «Педагогический опыт „Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре“» размещена в разделах
-. Пробуждать ребенку к интересу к историческим фактам, осознание ценности__ событий в жизни человека, детского сада, села, стране.
-. Приобщать детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие.
- Познакомить детей с природой родного края, воспитывать осознанное, правильное отношение к окружающему миру, родной природе.
1. Влад аттестуемого в в повлияние качество проектирование и реаизации качества образовательного процесса
Я работаю воспитателем в дошкольном учреждение0, воспитала не одно поколение детей. Это даёт мне возможность анализировать процесс воспитания -в разные годы развития нашей страны. Я поняла, что как бы не менялось наше общество, 0воспитание у подрастающего поколения чувств любви к своей стране необходимо всегда. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над44 землей, заботливый --садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении- нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.» (В. А. Сухомлинский). Дошкольный возраст по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования00 патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всемуж) окружающему. Процесс этот нужно начинать как можно раньше и строиться аак должен по принципу от_ простого к сложному. Любовь к окружающей природе, к родному селу, городу - составная часть воспитания глубоких патриотических чувств. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные--ж знания о Родине. Но одни только знания не могут дать положительного результата. В современном мире дети получают огромное количество3- информации : в том числе о родном крае, о России как о родной стране, об некоторых особенностях народных традиций, но не ощущают себя сопричастными с её культурой, историей, народом. А это значит, не чувствуют-- себя её частью! Дети должны прочувствовать, увидеть, потрогать и испытать счастье! И хотя многие впечатления не вполне осознаны, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А для этого педагогу нужно создать такие условия, в которых дети, знакомившись с культурой, природой, историей, традициями, получали яркие, запоминающие, положительные эмоционально-насыщенные чувства.
1.2. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:
(Предоставить и обосновать выбор методических и учебных пособий, учебников, материально-технического и информационного обеспечения, соответствия образовательных программ и ресурсного обеспечения требованиям федерального0--ы образовательного стандарта дошкольного образования и других _федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных)
Огромные изменения произошли в мире и в нашей стране за последние годы. В России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Разработана государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", она ориентирована на непрерывность воспитательного процесса, «направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества».
Инструментом решения задач государственно-образовательной политики в сфере нравственно-патриотического воспитания выступает Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, отражающий нравственно-ценностные ориентиры, цели и механизмы формирования патриота - гражданина России. Основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены_ следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности к своей семье, своим сверстникам и взрослым.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах _окружающего мира, о малой Родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках. Таким образом, _0нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Наш детский сад работает по основной образовательной_
(программе, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного0 образования «От рождения до школы» под редакцие) Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе «особое внимание уделяется развитию_ личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям». Одна из приоритетных задач – это формирование основ экологической и духовно-нравственной культуры средствами краеведения, включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Новосибирской области. В соответствии с ФГОС ДО, вариативная часть программы формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОО, специфику условий в которых осуществляется образовательный процесс. Решить этот вопрос можно с помощью различных комплексных парциональных программ.
В современных _исследованиях прослеживается следование идеям К. Д. Ушинского – народность. Именно поэтому выбрала программу О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие знакомит с основами русской народной культуры, содержит тематический годовой план работы, освещает приёмы и способы деятельности педагогов, конспекты занятий, литературные произведения, сведения о народных праздниках, традициях, о декоративно-прикладных промыслах и т. д.
Ещё Н. К. Крупская писала «такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств» (пед. соч. т. 6, с. 271). На курсах НИПК и ПРО в 2012 г. Познакомилась_ с программой «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной, Е. П. Марковой, которая основана на одновременном восприятии детьми дошкольного возраста нескольких видов искусств. В разработанных проектах восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей. Наряду с эмоционально-эстетическим и познавательным развитием ребёнка педагог стремится воспитать способность к сочувствию, сопереживанию. «Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуры страны как свои собственные» (цитата из программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» с. 3) Эти программы решают задачи по формированию у дошкольников чувства любви к малой Родине на основе приобщения к культуре, традиция и природе. В соответствии с ними подобрала методические и учебные пособия, информационные образовательные ресурсы (диски с музыкальными, художественными
1.4 Методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми_ образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта) :
(Указать методические разработки, подтверждающие деятельность аттестуемого по совершенствованию_ обучения методов, воспитания и диагностики развития обучающихся, включая ссылки на публикации.)
Тема проект “Моя малая Родина”/
Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы/
- Создать эмоционально благополучную атмосферу, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
-Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
-формирование у детей качество __сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Ожидаемый результат
Внедрение проекта определило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возник интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось _эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям, желание!рассказать о семье, показать семейные фотографии.
Развивались способности детей и родителей в совместной деятельности.
Появилась система занятий и совместной деятельности по данной проблеме.
3. Тема проекта: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Цель: создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
Задачи: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
-Познакомить детей с видами фольклора.
-Создать условия для самостоятельного__отражения полученных _-знаний, умений детьми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит с народными играми, способствует формированию высокой нравственности, развивает интерес к самобытной русской культуре. Проект охватывает детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Основные формы работы – это совместная игровая деятельность и НОД.
Составлены планов перспективных по разным возрастным группам, картотека игр. Форма защиты проекта – открытый показ для педагогов дошкольного учреждения НОД «Теремок» с элементами театрализации.
Ожидаемые результатами является проведенной работы являются: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Дети__ умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки. Знают русские народные сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного _искусства. Активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Результаты проектной деятельности у дошкольников
Положительные результаты__ развития обучающихся по итогам мониторингов, \\проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей обучающихся.
Достижение обучающимися положительной динамики* развития по итогам мониторингов, проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей обучающихся.
Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в т. ч. условий реализации основной образовательной программы)4 по итогам внешней экспертизы (в том числе включая мониторинг системы образования, 6проводимый в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662).
Участие вобучающихся в интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной и других видах деятельности.
Достижения обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях. *
По результатам мониторинга образовательной деятельности, прослеживается положительная динамика развития 0_детей во всех видах деятельности. Низкий уровень развития (не сформирован))стабильно уменьшается, средний (частично сформирован) и высокий (сформирован) уровни повышаются. Данные результаты свидетельствуют об эффективной работе педагога по физическому, социально - коммуникативному, речевому, познавательному развитию воспитанников, а также развитию игровой деятельности. Высокий уровень развития детей средней группы в «художественно-эстетической» и «социально-коммуникативной» областях.
- Это позволяет оценить деятельность педагога в данных областях на высоком уровне. Анализ карт развития воспитанников показывает, что уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Результаты работы
0 по приобщению к русской народной культуре : большинство детей достигли высокого уровня в таких критериях как «Умение водить хороводы», «Знания о старинных предметах одежды», «Выполнение правил в русских народных подвижных играх».
Реализация проектов и организация развивающей среды помогли достичь таких результатов. У детей произошли__4 значительные изменения как в отдельных компонентах достижений (в заинтересованности русской народной культурой,___ знаниях и умениях в этой области, так и в уровне достижений в целом, что говорит о результативности проделанной работы, достижении поставленных цели и задач.
Оценка произведена общественным советом при (министерстве образования науки и инновационной)_политике Новосибирской области.
Организация включена в реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
Участвовали и вошли в число победителейРР в конкурсном отборе муниципальных-_ образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях.
Дошкольники активно принимают участие в выставках в ДОУ, в библиотеке; выступают в ДК на мероприятиях, в конкурсе чтецов ко Дню Победы, в шествии Бессмертного полка, в возложение цветов на мемориал. В мае 2015 г. в детском саду была) организована персональная выставка __рисунков Насти Г. Родители воспитанников помогают в оформление развивающей среды и побеждают в конкурсах ДОУ («Лучшая площадка детского сада»; «Огород на окне»); участвуют0 в совместных мероприятиях: показывали экологическую сказку вместе с детьми «Однажды в осеннем лесу», в военно-патриотической игре «Зарница».
Мои воспитанники участвуют и занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах_ различного уровня. Развивая интересы детей, занимаюсь с ними индивидуальнощ и в подгруппах: решаем олимпиадные задания, создаем творческих работы, проекты, участвуем в конкурсах юных талантов. Результаты в таблице в приложение. Анализ таблицы показывает, что количество воспитанников, принимающих участие в конкурсах постоянно увеличивается.
Дошкольники, участвуя в творческих конкурсах, выставках, фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной деятельности. Результаты достижения воспитанников показывают положительную динамику в развитии индивидуальных способностей детей.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Участвую в работе семинаров, мастер-классов, вебинаров, разного уровня:
.-Семинар «Проектирование образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 08.05.2014 г.
- Методическое сопровождение введения ФГОС ДО на муниципальном уровне», 2014 г.
- «Формирование базовой ИКТ- компетенции. Использование информационных технологий _в педагогической деятельности», 2014 г.
- Окружной семинар-практикум «Корректировка образовательной программы дошкольного0 образования в соответствии с ФГОС ДО», 2015 г. -Окружной семинар-практикум «Корректировка развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО», 2015 г.
- Всероссийский _вебинар «Направление региональной программы: эколого-краеведческое, культурно-историческое, эстетическое (на примере региональной _программы «Воспитание_ маленького волжанина», 2015 г.
- Семинар-тренинг «Новые подходы к организации0 образовательного пространства средствами продукции TM ARTBERRY», 2016 г
Принимаю активное участие в работе сетевых профессиональных педагогических сообществ («MAAM. RU», «NETFOLIO», «NSPORTAL. RU»); в организации методических объединений, знакомлю педагогов ДОУ с опытом своей работы в форме открытых _показов НОД, семинаров-практикумов:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Секреты хорошей дисциплины». 2017 г. ;
Районный семинар-практикум «Проектирование образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДОО», 2016 г.
Открытый показ НОД с использованием ИКТ «КВН ББпо математике», 2019 г. ;
Выступление с докла на педагогическом совете «Творчество дошкольников№ и современные образовательные технологии», 2017 г. ;
Открытый показ для_ педагогов ДОУ НОД «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры», 2017 г. ;
Семинар-практикум «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», 2017 г.
• Выполнение и публикация материалов: проекты «Воспитание любви к родному краю, через совместную деятельность с историко-краеведческим музеем»; «Сердце семьи», «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры». – 2017 г.
.- 2015 г.
_ Участвовала во Всероссийских фестивалях) педагогического творчества, награждена дипломами за распространение своего педагогического опыта. 2015 г. и в 2020 г.
Постоянно) принимаю участие в конкурсах) разного уровня. За профессиональный проект «Профессиональное мастерство как условие развития* театрального творчества» получила диплом_ второй степени.