Кабанова Оксана
Педагогический опыт «Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ.
Педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Требуется разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей, в жизнь детского сада.
Публикация «Педагогический опыт „Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
Взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации. Но она не предполагает наличия полного взаимопонимания, так как к родителям обращаются как к простому слушателю, не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи» [1].
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Какие приемлемые формы работы с семьей наиболее актуальны в современных детских садах? Для меня, остаются важными такие формы работы, как общение, групповые родительские собрания, участие родителей в мероприятиях педагогической направленности : совместное проведение образовательной деятельности, досугов, помощь в изготовлении атрибутов, клубы по интересам. В своей работе успешно применяю такие методы как анкетирование, наблюдение за ребенком, посещение семьи, беседы с ребенком, беседы с родителями. При этом определяю для себя ожидаемый результат:
1. Возможность удовлетворить потребности семьи и ребенка в услугах дошкольной организации.
2. Обеспечение благополучия ребенка и его комфортного пребывания в ДОУ.
3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.
4. Ознакомление родителей с конструктивными моделями поведения.
5. Осознание родительских позиций.
6. Вовлечение, расширение активности детей и родителей в жизнедеятельности детского сада.
Система работы с родителями в ДОУ всегда начинается с анализа образовательной программы, раздела «Работа с родителями» и изучения исследований в отечественной и зарубежной педагогике, выявления типов семей, факторов, влияющих на семью, их проблемы. После составления социального портрета семей выявляю возможности дальнейшего взаимодействия с семьей. Родительские собрания в форме лекций, отчетов стараюсь не использовать в своей работе, так как они не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Применяю традиционные консультации с осуществлением дифференцированного подхода с учетом многоаспектной специфики каждой семьи. Осуществляется организация кружковой работы с участием родителей. Популярными являются семинары и лекции «Похвала и поддержка» [2].
Семья и дошкольное учреждение, два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в моей работе, завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание я уделяю внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Детские годы, самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от родителей, воспитателей. Секрет любви к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов, любить независимо ни от чего. Вот такой безусловной любви к ребёнку и не хватает молодым родителям. В моей группе в основном молодые семьи, имеющие по одному ребенку. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательную и образовательную микросреду, образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Действуя сообща, представляя воспитанникам согласованные требования, я стараюсь идти рука об руку с родителями, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие [3].
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я провела анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, определила направление общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. У меня появился определенный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий [4].
Наметила для себя критерии включения родителей в образовательный процесс.
Одним из пунктов являются количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке различных выставок, вернисажах; выпуск стенгазет; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Выделила для себя и качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
– Родители–лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
– Родители–исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
– Родители–наблюдатели, которые критически настроены.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
– Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.
– Заинтересованные и желающие решить проблемы с помощью специалистов.
– Равнодушные и живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Таким образом, было принято решение искать новые формы работы с родителями.
Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, проведение родительских встреч по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Телефон доверия».
«Педагогические лаборатории» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них мы обсуждаем участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится с целью наиболее глубокого изучения особенностей каждого воспитанника. Родителей знакомим с мероприятиями, запланированными на год, принимаются во внимание предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводим итоги прошедшего года, даем оценку и анализируем достижения и ошибки. Удачные советы помещаются на стенд «Семейных советов».
«Аукцион». Мероприятие проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещаем на стенд «Для родителей».
«Семинар–практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, родители, но и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, родители и приглашенные специалисты. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение. Проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор». Одна из любимых форм общения в нашей группе, рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце мероприятия родителям не даются рекомендации, а они сами к ним приходят.
«Мастер–класс». Родители с интересом демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно я стараюсь дать тему нескольким родителям и поручаю каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится общий итог [5].
Наглядно–информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно– информационное направление включает в себя:
• родительские уголки;
• фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы такие разные»;
• фотовыставки «Папа, мама, я вместе дружная семья», «Дети–цветы жизни».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали, отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Обратите внимание, кружковая работа». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания [6].
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник осени», выпуск газет, оформление группы, благоустройство ДОУ и территории.
Также мы практикуем организацию клубов для родителей. Созданный «Клуб молодых мам» предполагает общение и установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка.
Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей может быть более гибкой. Они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья, детский сад, это два воспитательных феномена. Каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.