Михайлова Нелля Анатольевна
Педагогический опыт «Развивая ручки, развиваем мысль»
▼ Скачать + Заказать документы
Все работники дошкольного образования хорошо знают проблему задержки речевого развития. Всем известно, что речевое развитие неотъемлемая часть развития интеллекта ребенка. И то, что если мы занимаемся речевым развитием, мы должны начать с занятий на развитие сенсорики и моторики.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств.
Публикация «Педагогический опыт „Развивая ручки, развиваем мысль“» размещена в разделах
Кто из воспитателей не хочет, чтобы наши дети выросли с художественной, музыкальной, физической одаренностью. Как бы мы могли тогда радовались их успехам. Каждый работник образования, «сея разумное, доброе, вечное» желал бы, чтобы все его старания были бы не напрасны.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов необходимо для развития. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. Идет обучение детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Немало важную роль играет развитие мелкой моторики.
Моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, лепка, рисование, застёгивание пуговиц, шнуровка.
Если говорить с медицинской точки зрения, то в коре головного мозга проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Равно как и нарушения.
Развитие мелкой моторики естественно не может быть без тактильных ощущений.
Считается, дети первой младшей группы слишком малы для многих занятий. Воспитатели считают, дети от 2-3 лет не могут конструировать из лего-конструктора, поделки родителям и даже рисование не для моих детей. Я так не считаю. Если обратиться к книге Печора К. Л. «Методические рекомендации. Ранний возраст». Мы увидим, дети не только конструируют. Дети этой возрастной категории должны уметь шнуровать обувь. И всем известен тот факт, что если не заниматься с детьми, можно и Маугли получить. И наоборот, занимаясь с детьми, мы получим – развитых, современных, умных детей. Детей, которые идут в ногу с прогрессом. Это моё принципиальное мнение. И кроме выполнения плана, я занимаюсь с детьми, так:
1) Выкладываю перед детьми различные игрушки (по фактуре, величине, мягкости, прошу детей запомнить и складываю в мешочек. А потом дети должны нащупав игрушку определить на ощупь и отгадать её. (В общем то, это игра «Чудесный мешочек» в неё играют по разному. Я развивая тактильные ощущения выбрала такую интерпретацию).
2) Предлагаю детям мерить различные по фактуре перчатки. Чтобы дети старались ловко засунуть каждый пальчик в свой домик. Меряем перчатки разных расцветок, шерстяные, мягкие, из колючей шерсти и под музыку, и с ограниченным временем.
3) Складывали с детьми оригами. Дети 2-3 лет умеют складывать бумагу. В схемах оригами есть очень простые фигуры, которые доступны маленьким. Оригами, оказалось интересным, но трудноватым. И моим детям оказалось не под силу.
4) Естественно лепка. Я не любительница лепки из пластилина из-за его дороговизны. Я считаю, что лепка из теста и глины, в сравнении с лепкой из пластилина не отвлекает детей на цвет. И этим учит видеть фигуру произведения. Лепим, согласно, тем недель. Осенью осенние листочки, грибы, ягоды. Зимой снежинки, санки, ёлочку, снеговика, зайчика, Деда Мороза. Весной, так например, заготавливаю налип из глины на дощечке в виде грядки. Дети «сажают» раскрашенные перловые и рисовые крупинки в грядку. Так же весной лепим птиц и цветы. И конечно независимо от плана.
5) Лепка может быть объединена с другими действиями. Например, я вылепляю с детьми круг, кладу его на бумагу, кисточками с клеем мы промазываем центр нашего круга, и сыпем руками крашеные крупинки перловой, рисовой, пшенной крупы. Так рождается «Пицца». Праздник Масленицы у нас в первой младшей группе не празднуется. Профессия – Воспитатель, тем ценна, что нам дают свободу выбора. Я предложила детям вылепить из соленого теста блин (разминали ручками, покрасили в жёлтый цвет, в середину положили крашеную гороховую крупу в оранжевый цвет – икра. И завернули блин.
6) Если присмотреться за детьми, можно увидеть одну особенность. Дети очень любят скрупулезно что – то делать ручками. Есть такие игры в продаже. Карточка с рисунком. К ней прилагаются мелкие самоклеящиеся мелкие квадратики и треугольнички. На рисунке есть отмеченные цифрами клетки, куда клеятся квадратики. Дети 2-3 лет активно, очень аккуратно справляются с такими карточками.
7) Нетрадиционное рисование играет главенствующую роль. Здесь принимают участие и пальчики и ручки. Такие занятия очень разнообразны и просты в технике. Мы рисуем пластмассовыми вилками, ватными палочками, шерстяными нитками, поролоновыми палочками и шариками.
На дополнительные игры меня подтолкнула задержка речевого развития детей. Я не специалист логопед. Но дети где в семье присутствует двуязычие или родители имеют вредные привычки, такие дети труднее идут на контакт. Не проявляют интерес на занятиях.
Использование дидактических игр и игр на развитие сенсорики и моторики помогает развивать познавательную деятельность, развивать речь. При этом развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Я стала заниматься во второй половине года, наблюдала детей 3 недели и продолжаю наблюдать. Выявилась тенденция к эмоциональному отклику. Дети с нетерпением ждут новых занятий. Дети стали больше улыбаться, смеяться, повторять слова. Я продолжу свои занятия. Надеюсь на успех. Но всё равно я думаю, что если заниматься с детьми систематически, то уровень развития сенсорных способностей у детей будет достаточно высоким.