Ирина Куннова
Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности через использование лэпбука»
2018
Содержание
1. Условие возникновения опыта
2. Актуальность
3. Ведущая педагогическая идея
4. Теоретическая база
5. Новизна
6. Технология
7. Результативность
8. Адресная направленность
9. Список литературы
Публикация «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческой инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Условия возникновения опыта
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать уровень профессиональной компетентности. Так, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
ФГОС ставит на первое место индивидуальный подход к ребенку, а также игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-развивающая среда, из каких дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей и способностей.
В моей практике встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым не интересно просто повторять пройденный материал. Поэтому важным условием для повышения эффективности работы с детьми для меня является не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие творческой инициативы и самостоятельной деятельности ребенка.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого поиска для меня стала тематическая папка или лэпбук.
Актуальность опыта
Работа педагогов нашей дошкольной образовательной организации на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальное воспитание одно из тех направлений, которое позволяет решить данную цель. Ведь музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных инновационных методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания и развития дошкольников. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание (восприятие) музыки. Слушание музыки является активным внутренним процессом, требующим мобилизации чувств, мыслей и познавательных возможностей ребенка, объединенных переживанием музыкального произведения. Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки. Учеными физиологами экспериментально доказано, что восприятие есть первичный феномен тела, импульсы которого одновременно проецируются в мозг и становятся осознанным. Все чувства, ощущения и эмоции человека зависят от движения. Следовательно, чем более обездвижено ребенок сидит на стуле под великую классическую музыку, тем меньше он способен воспринимать эмоции и чувства, заключенные в ней. Что же делать? Поднять детей со стульев и позволить им, как минимум, произвольно двигаться! Именно импровизационное движение поможет превратить восприятие музыки в эмоциональное переживание, причем каждому в свое. А если еще использовать и различные пособия, то эмоции, которые испытывают дети при звучании музыки, сохраняться у них надолго. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в музыкальном воспитании дошкольников является использование тематической папки, или «лэпбука». «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). «Лэпбук» – тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная книга с кармашками, для накопления тематической информации и закрепления пройденного материала. Ребёнок-дошкольник приобретает новые знания, осваивает их и закрепляет в разных видах музыкальной деятельности. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, творческих встречах с родителями, в детских викторинах и интеллектуальных состязаниях.
Преимущества использования лэпбука:
- лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
- благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
- дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
- вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу также для дальнейшего школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т. д.)
- лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, подбирая для него задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
Ведущая педагогическая идея
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об музыкальной культуре, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.
Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий развитию у детей инициативы и самостоятельности
Теоретическая база
В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов воспитания выпускника детского сада является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; способность к самостоятельному выбору участников по совместной деятельности.
В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку.
Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимаем научно обоснованную систему психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника.
Однако до сих пор определенные стереотипы образовательной практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к ребенку и не пред-полагают применение индивидуализированных развивающих программ в работе с дошкольниками.
Основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, приводящее к выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм, методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.
При организации образовательного процесса в группе столкнулись с проблемой взаимодействия ребенка со сверстником: дети не умеют включаться в совместную деятельность : принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, не
умению доводить дело до конца. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
На первом этапе был изучен немногочисленный опыт работ отечественных и зарубежных педагогов по данной теме с использованием
интернет - ресурсов. При ознакомлении с очередным номером журнала «Дошкольное образование» заинтересовались незнакомой формой работы с детьми «лэпбук».
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества использование в образовательной деятельности дошкольной организации и методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.
Что же означает понятие «лэпбук» :
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
целеполагание (выбор темы)
разработка лэпбука (составление плана)
выполнение (практическая часть)
подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает педагог или воспитанник дошкольной организации, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Лэпбук может восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог дошкольник понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, педагог вместе с воспитанниками часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в музыкальном зале, а так же в группах.
Создание лэпбука является одним из видов совместной
деятельности взрослого и детей.
Но необходимо отметить, что применение лэпбуков во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Новизна
Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.
Технология опыта
Цель опыта: развитие у детей старшего дошкольного возраста инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.
2. Определить содержание и средства развития у детей старшей группы инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности.
3. Провести диагностику уровня развитие у детей инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности.
4. Разработать перспективный план работы.
5. Апробировать использование лепбука для развития у детей инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности.
6. Оценить результаты проделанной работы.
Этапы создания лэпбука
1. Выбор темы. Тема может быть как общей (музыкальная культура, музыкальная грамотность и т. д., так и более конкретной ( такие как: классическая музыка, творчество любого композитора, театральная тематика и т. д.).
2. Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить других педагогов, родителей, детей с учетом их возможностей - раздать задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где дети вместе с родителями займутся поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам педагог, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.
4. Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать участие в этом процессе: вырезывать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу.
Мною созданы дидактические пособия «Музыкальное королевство», «Солнечное лето», в разработке лэпбук «Золотая осень».
Разработка лепбука на тему «Осень» :
- Совместное составление плана: «Что мы хотим узнать про осень?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация о осени. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же можно её всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку и т. д. Ребята приняли предложенную цель. Далее обсудили с детьми, какое содержание будет в необычной книжке, наметили макет лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
- В лэпбук вошли следующие элементы: стихи и загадки об осени в виде мини - книжки, сказки в виде книжки – гармошки, карточки-признаки осени: «отлет птиц», «не все птицы улетают», «листопад», «поделки из листьев», «туча и дождь», «зонтик»; «вянет и желтеет трава», «осенние цветы»; пиктограммы грусти и радости; карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, дидактические игры «Вершки - корешки, «Собери лукошко», «Назови цветок», конверт с игрой «Собери картинку».
- Оформление каждого кармашка было распределено между детьми всей группы. План, который составили по изучению темы, был конкретизирован: в какой день недели чем б заниматься кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели лэпбук заполняется. Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над какими кармашками он работал и что это значит. Последовательное изготовление лэпбука явилось культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательска.
В течение дня дети могут взять любую информацию из кармашков лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, мини-книжечек, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового. Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Результативность
В результате применения лэпбука при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно – эстетическое развитие» в музыкальной деятельности мной получены положительные результаты:
- У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации образовательной деятельности.
- Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
- Обогатился музыкальный опыт дошкольников.
- Обеспечено сотворчество взрослых и детей.
- Методическое пособие успешно используется детьми в повседневной жизни.
Адресная направленность
Опыт адресован музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, родителям воспитанников ДОУ.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод (средство, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности. Использование такого методического пособия как лэпбук позволяет развить креативность и творческое мышление, расширяет кругозор, обогащает активный словарь. Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для самого, повторить пройденный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверж-ден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
3. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
5 Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.
6. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.
7. Пестова Э. Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk