елена новолетова
Художественно-эстетическое развитие в театральной деятельности как средство развития детей старшего дошкольного возраста
Педагогический опыт
Тема: «Художественно-эстетическое развитие в театральной деятельности как средство развития детей старшего дошкольного возраста».[/h3]
Автор опыта: Новолетова Елена Игоревна- музыкальный руководитель/ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15» (Дошкольное отделение д/с№42) 2022год
1. История темы педагогического опыта в педагогике в данном образовательном учреждении[/b]
Публикация «Художественно-эстетическое развитие в театральной деятельности как средство развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Возникновение данного опыта связано с проблемами, стоящими перед детьми старшего дошкольного возраста, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние, в передаче различных чувств.
Театральная деятельность уникальное средство художественно-эстетического воспитания, интеллектуального, речевого развития маленького человека, поскольку:
- объединяет литературу и виды искусства: художественное слово, музыку, пластику и т. п. ;
- является одним из видов творческих игр.
Однако роль театральной деятельности часто недооценивается.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в художественно – эстетическом, творческом развитии ребенка, с другой – дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей.
2. Актуальность.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной речью является высшим достижением воспитания дошкольников.
Большой интерес к этой проблеме связан с тем, что знакомясь с окружающем миром, дошкольник испытывает самые различные эмоции, чувства, и мысли, при этом зачастую затрудняется высказать свое отношение к происходящему.
Именно поэтому как никогда остро стоит задача воспитания художественно-эстетических чувств, развития речи в дошкольном возрасте.
Театральная деятельность способствует воспитанию и развитию внутреннего мира растущего человека, развитию эмоциональной сферы, художественно – эстетических чувств, речи, творческих способностей.
3. Научность
Мнение исследователей (Н. С. Лейтес, А. А. Мелик- Пашаев др.) о задаче воспитания творческих способностей именно в дошкольном возрасте, сенситивном с психологической точки зрения для развития. Положения отечественной психологической науки о том, что игра – наиболее доступный и интересный способ переработки знаний и эмоций, эффективное средство личностного развития (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.).
Идея психологов о существовании «наивной» и «культурной» креативности в дошкольном возрасте для развития творческих способностей у детей (В. С. Юркевич).
Понимание роли театрализованной деятельности как наиболее эффективного средства художественно – эстетического и творческого развития в дошкольном детстве (Н. А. Ветлугина, Н. Ф. Сорокина и др.).
Идея отечественных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) о роли воображения в развитии у дошкольников творческих способностей.
4. Педагогический опыт.
Таким образом, осознавая важность данного вопроса, я поставила перед собой цель.
Развивать художественно-эстетических чувства, речь детей старшего дошкольного возраста на основе театральной деятельности.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи.
1. Расширять представления детей о театральном искусстве.
2. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
3. Развивать навыки актерского мастерства, пространственно-
сценического движения.
4. Способствовать снятию психофизического зажима, решению конфликтных ситуаций через игру.
5. Развивать у детей наблюдательность, творческую фантазию, воображение, внимание, память, ассоциативное и образное мышление.
6. Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.
7. Обогащать словарный запас.
8. Формировать чистоту речи, интонационную выразительность, навыки владения сценической речью в театральной игре.
9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, навыки владения средствами выразительности.
10. Формировать коммуникативные способности, чувство коллективизма в театральной игре.
11. Организовать художественно-эстетическую, творчески развивающую
среду.
Исходя из поставленных задач, мною были определены основные направления в работе с детьми, с родителями, с педагогами, а также в организации художественно-эстетической творчески развивающей среды.
Содержание работы с детьми.
1. Основы театральной культуры
2. Театральная игра.
3. Основы актерского мастерства.
4. Основы кукольного театра.
5. Культура и техника речи.
6. Музыкальная деятельность.
7. Творческая театральная мастерская.
8. Театрализованные представления.
Используемые в педагогическом опыте дидактические принципы:
психологического комфорта;
творчества (креативности);
целостного представления о мире;
вариативности;
личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей (минимакса);
системности;
доступности;
интеграции образовательных областей;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада
и семьи.
Методы и приемы, используемые в данном опыте.
Просмотр материалов о театральном искусстве, спектаклей, мультфильмов с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Беседы, пересказ, разучивание литературных текстов.
Прослушивание музыкальных произведений, песенное и танцевальное творчество.
Упражнения, этюды, творческие задания.
Создание проблемной ситуации, креативного поля.
Разыгрывание стихотворений, ситуаций, сюжетов, художественных произведений.
Игровое творчество, поиск выразительных средств, импровизация.
Самостоятельное художественное творчество.
Содержание работы с родителями.
Совместный просмотр детей и родителей материала о театральном искусстве.
Основы домашнего театра.
Мастерство руководства игрой.
Консультации по вопросам художественно-эстетического и творческого воспитания детей.
Родительские собрания.
Домашние задания.
Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности.
Содержание работы с педагогами
Мастерство руководства театральной игрой.
Творческая мастерская.
Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.
Театральная гостиная.
Основы режиссуры.
Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.
Авторская разработка и создание:
-необыкновенных кукол,
-театральных атрибутов,
-декораций,
-костюмов.
5. Новизна
Для развития творческих способностей, чувства юмора у детей в театральной игре используются созданные мной необыкновенные куклы, авторские идеи этюдов, ситуаций, юмористических сценок. Также применяются авторские методические разработки сценариев театрализованных представлений, способствующие познанию окружающего мира, нравственному, эстетическому, художественно-творческому развитию.
6. Технологичность.
1. Обогащение и распространение педагогического театрального опыта.
2. Развитие психофизических особенностей детей.
3. Взаимосвязь театральной деятельности с другими видами деятельности в педагогическом процессе.
4. Демонстрация продуктов детского театрального творчества в представлениях, праздниках, развлечениях, досугах.
5. Творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, в формировании творческой развивающей среды.
6. Использование элементов педагогического опыта педагогами других образовательных учреждений.
7. Результативность.
Обогатился коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширился кругозор, сформировался устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству.
У детей повысилась творческая активность, самостоятельность в создании образа, эмоциональность и выразительность сценической речи, актерском мастерстве в театральной игре.
Обогащена творчески развивающая среда по театрализованной деятельности.
У родителей сформировались представления о роли театрализованной деятельности, для полноценного творческого развития ребенка дошкольника
8. Описание основных, элементов представляемого педагогического опыта.
Современная педагогика направлена на развитие личности каждого ребенка, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способностей, интересов.
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и активизируют мышление, воображение, способствуют развитию речи.
В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении многих лет я являюсь педагогом дополнительного образования. Занятия по театрализованной деятельности - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Также в ходе театральной деятельности развиваются нравственные, художественно-эстетические качества, формируются навыки театральной игры.
Одной из главных задач театрализованной деятельности является развитие речи старших дошкольников, будущих школьников.
Как в процессе театральной игры способствовать развитию, совершенствованию сценической речи.
Духовная жизнь персонажей драматических произведений находит свое выражение в различных формах. Главное из которых – слово. От того, насколько живой, выразительной, четкой будет речь исполнителя, во многом зависит реакция зрителей. Пока что мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Имеют место дефекты произношения звуков речи и других ее качеств, темпа, силы голоса, речевого общения. Речь нередко однообразна, не употребляются в активной речи наречия, прилагательные, причастия, слабо развита монологическая речь.
Работа над текстом в процессе подготовки роли содействует более полному, глубокому восприятию художественного слова. Развитию творческого воображения дошкольников. Однако ребенку нужны навыки, необходимые для грамотной, культурной речи. Этому способствуют занятия в так называемой детской «актерской мастерской».
Начинать целесообразно с упражнений, направленных на развитие умения дышать глубоко, без напряжения, произвольно пользоваться воздухом при выдохе. При этом, дети видят, как смешно выглядит артист, когда при вдохе поднимает плечи. А при выдохе опускает. Играем в «Радужные шары», «Одуванчик», «Задуваем свечи» и очень нравится детям обыгрывание сказки «Семья криворотых» для развития речевого аппарата.
Далее упражнения для развития полетности голоса: «Аукаемся», «Паровоз», этюд «Украшаем зал».
В театральных играх: «Разговор по телефону», «Интервью», «Ссора» включены уже усвоенные детьми упражнения, развивающие чистоту звука, проговаривание звонких и глухих согласных в сочетании с гласными (би, ба, бо, бу, бы) с разной интонацией.
И конечно, для чистоты выговора необходимо включать чистоговорки, которые позже можно также проговаривать с разной интонацией голоса.
А чтобы научиться выразительно доносить свою речь до слушателя, мы упражняемся в логике речи, учимся выделять главное слово.
Главное в речи артиста-это пауза. Упражняясь, мы обозначаем большую паузу двумя руками, маленькую одной.
Для координации речи и движений использую в своей практике этюды М. И. Чистяковой, а также «Расскажи стихи руками» В. Бондарева.
Доказано, что у дошкольников знания и представления идут несколько раньше и лучше чем связная речь. Значит, нужна тренировка активного словаря. Этой цели служат различные игры. К примеру «Найди словечко» или «Плохое – хорошее настроение».
В одном случае, по мнению детей, зима – это холод, гололед, слякоть. А при хорошем настроении зима – это Новый год, снежки, санки!
Для развития интеллекта, речевого творчества детей, обогащения словарного запаса, хороши сюрпризные моменты или ситуации, которые нужно разрешить. Ситуации вокруг нас и в художественной литературе. Они незаметно перерастают в этюд или небольшую сценку, которую с удовольствием обыгрывают дети.
Безусловно, развитию речи способствуют игры – фантазии. Когда по началу или по кругу дети сочиняют, рассказывают и обыгрывают историю осеннего листа или историю странного звука, сказку на новый лад и т. д.
В театральной игре, в работе над образом, мы беседуем с детьми о характере, настроении сказочного героя, о его мыслях, переживаниях, о его поведении в различной ситуации. И тогда детям становится понятным смысл некоторых слов автора к примеру: Грусть – тоска, чудо чудное и т. д. Далее вместе с детьми находим способы выражения различных эмоций, средств выразительности в речи.
В ходе игры в артистов разучиваем с детьми стихотворения, отрывки (в прозе, небылицы, басни и т. д.
Конкурсы на самое выразительное чтение позволяют каждому ребенку поверить в свои возможности.
Развивать речь детей необходимо не только для выступлений. Впереди школа, целая жизнь. А значит начинать надо именно сейчас.
В наши дни правильная речь, к сожалению, постепенно утрачивает свое значение. Ей на смену приходят сочетания иностранных слов, неологизмов и сленговых выражений, которые появились вследствие научно технического прогресса. Результат печальный – мы утрачиваем речевые навыки, которыми владели наши соотечественники. Изучая данную проблему, подготовила ряд консультаций и сообщений на тему развития речи в театральной игре.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности, я приобщаю детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. Очень важно осознанно выбирать художественное произведение для работы.
Детская литература - это особый способ отображения мира, по своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющей. «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный…» Так о фольклоре отзывался ученый – философ Г. С. Виноградов.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).
Как показывает мой опыт, устное народное творчество, в том числе его малые формы способствуют развитию, совершенствованию речи детей, но подбор фольклорного литературного материала должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, быть интересным и понятным.
Так для чистоты выговора используются скороговорки, но подобранные тематически, они могут стать частью фольклорного праздника или театрального представления. К примеру - ярморочная сцена, реклама товара, разговор персонажей и т. д.
В разучивании пословиц в краткой форме дети познают народную мудрость, а также учатся интонировать, выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию. «Тьма свету не любит, а злой доброго не терпит». «Друзья познаются в беде». Позже пословицы и поговорки найдут свое отражение в обыгрывании сказок. А на первых порах хороши для разучивания потешки, небылицы, перевертыши и т. д. Дети с удовольствием обыгрывают их выступая на театральных представлениях, праздниках юмора и т. д.
Очень важно с ранних лет воспитывать интерес, любовь к русской поэзии, театральному искусству, музыке, желание получать и дарить радость совместного творчества от участия в театральном представлении. Также необходимо расширять представления детей об особенностях родной природы, ее красоте в русской поэзии посредством сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых в театральной игре.
Одной из важнейших задач является задача развития речи, посредством обогащения словарного запаса, объяснения значений как устаревших слов, так и новых, развития средств выразительности. Встречи в литературно-музыкальной гостиной – это беседы о чувствах русских поэтов в описании родной природы посредством поэзии, музыки и театра. Это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу. Праздником становится для ребенка не только встреча с искусством, но и благодарность к разделяющему радость общения с прекрасным взрослому. Совместные встречи в литературно-музыкальной гостиной позволяют решать задачи формирования у детей интереса к совместной театральной деятельности, навыки актерского мастерства, наблюдательность, фантазию, внимание, память, чувство уверенности, творческие способности, а также в организации детей и взрослых к подготовке театрального представления – это разучивание текстов, изготовление декораций, костюмов, аксессуаров, афиши.
Досуги в литературно-музыкальной гостиной, художественное чтение стихотворений И. Бунина, А. Плещеева А. С. Пушкина, С. Есенина,
С. Маршака о временах года способствуют обогащению знаний детей о творчестве русских поэтов в описании образа родной природы разного времени года, в формировании патриотических, художественно -эстетических чувств, в развитии воображения, памяти, речи старших дошкольников.
Как показывает мой многолетний опыт, актуальность некоторых современных проблем, театральное представление решает гораздо быстрее, чем чтение или беседа.
Знакомство со сказкой – это не только мир удивительного волшебства, это прекрасный урок воспитания у дошкольников отрицательного отношения к жестокости, хитрости, жадности, трусости. Сказки знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, речь. Народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В театральной игре, в работе над образом, мы беседуем с детьми о характере, настроении сказочного героя, о его мыслях, переживаниях, о его поведении в различной ситуации. И тогда детям становится понятным смысл некоторых слов автора к примеру: Грусть – тоска, чудо чудное и т. п. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев и творчески используют средства выразительности в театральной игре. Это говорит о том, что им понятен и интересен литературный текст, кроме того он вызывает смех и желание порадовать других.
Также хороши современные русские сказки – инсценировки. Драматизация сказок-инсценировок - это театрализованные представления, как средство познания окружающего мира, развития воображения, мышления, речи. Здесь очень важно сочетание интересного литературного текста, классической или народной музыки в театрализованной деятельности. Ведь хорошо продуманные театральные постановки, с пониманием поставленные цели и задач, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, развитию речи детей. Главное, чтобы у детей непременно возникло желание сыграть этот образ, не просто выучив текст, а так, чтобы понравилось зрителям. А значит четко и выразительно.
Участие детей в театральных постановках позволяют решать задачи формирования у детей интереса к совместной театральной деятельности, навыки актерского мастерства, наблюдательность, фантазию, внимание, память, чувство уверенности, творческие способности, а также организации детей и взрослых к подготовке театрального представления – это разучивание текстов, изготовление декораций, костюмов, аксессуаров, афиши.
С детьми старшей группы к осеннему празднику была подготовлена сказка – инсценировка «Пчелки» и к ней сценический танец цветов и пчелок. Работа над созданием образов героев сказки велась по обсуждению характера героя, его настроения, поведения. Также дети выполняли творческие задания. К примеру, пройди как медведь, как лиса, скажи тревожно, испуганно, радостно и т. д. Сценическая речь в этом возрасте формируется по подражанию, так как выбор средств выразительности вызывает у детей затруднения. Поэтому, показываю, как надо говорить, в каком темпе, на какое слово стоит обратить внимание. Подчеркиваю, что проговаривать текст нужно четко, громко, обращаясь к персонажу. Надо сказать, что часть детей старшего дошкольного возраста, испытывают трудности в звукопроизношении, либо выступая, говорят довольно тихо. Есть дети которые говорят проговаривают все звуки, но выступая, теряют выразительность. К Новому году была подготовлена сказка «Заюшкина избушка». Дети говорили громче, эмоциональнее, несмотря на дефекты речи.
В подготовительной к школе группе, к новогоднему празднику мы подготовили сказку - инсценировку «Подарок Деду Морозу». Получилось яркое театральное представление. Надо отметить, что как правило, дети к этому возрасту творчески раскрываются, могут самостоятельно выбирать средства выразительности, как вербальные (интонация, сила голоса, так и невербальные (мимика, жест, пантомима).
С октября по ноябрь шла подготовка театрального представления к проекту по теме: «Симфоническая музыка и ее значение в раскрытии различных образов» (на примере музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева). Подготовка шла по двум направлениям: Сценическая речь и сценическое движение. В сценической речи мы добивались максимальной выразительности в раскрытии образов. В сценическом движении - движений персонажей согласно музыки.
Ведь хорошо продуманные театральные постановки, с пониманием поставленные цели и задач, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса, развитию речи детей. Главное, чтобы у детей непременно возникло желание сыграть этот образ, не просто выучив текст, а так чтобы понравилось зрителям. А значит четко и выразительно.
Для обыгрывания стихотворений существует материал самый разнообразный. Мне видится тот факт, что дети с большим желанием обыгрывают или инсценируют стихотворения, отражающие их чувства и мысли, к примеру, о маме, о Родине. Так на творчестве поэтов А. Сербалюк, А. Старикова, Н. Саконской и др. с использованием рассуждения в прозе, была создана литературно-музыкальная композиция «Мама и Родина».
Можно сделать вывод, что художественная литература и театральная игра ребенку-дошкольнику оказывают огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, и психофизиологическое развитие. Развивают художественно-речевые навыки, формируют нравственную и культурную сторону ребенка, передают представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.