Лариса Юхлова
Педагогический опыт «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография. (Слайд №1).
Я подготовила опыт работы по теме : «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Публикация «Педагогический опыт „Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вначале: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Н. П. Сакулина. (Слайд №2).
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Важнейшая задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей. Рисование, как один из видов изобразительной деятельности предоставляет большие возможности в развитии творческого потенциала дошкольников.
Считаю, в наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Связано это с тем что, дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Все меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребенком: рисование, лепкой.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»- так говорил В. А. Сухомлинский.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы рук помогают такие интересные занятия, как пластилинография.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. (Слайд №3)
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют : (Слайд №4)
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. (Слайд №5)
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Познакомлю с разнообразными видами пластилинографии :
(Слайд №6)
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. (Слайд №7)
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). (Слайд №8)
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». (Слайд №9)
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной оверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. (Слайд № 10)
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. (Слайд №11)
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры. (Слайд №12)
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В работе можно использовать разнообразные материалы. (Слайд №» 13.14)
В статье автор предлагает нарисовать пластилиновыми жгутиками ёжика. (Слайд №»15)
Для создания картины нам понадобиться:
набор пластилина (мягкий)
стека,
плотный картон для основы картины (можно использовать картинку)
салфетки для рук,
дощечка для пластилина,
одноразовый шприц (обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином,
ёмкость с горячей водой.
Особенности выполнения работы:
Пластилин разрезаем на мелкие кусочки (Слайд №»16)
Заполняем шприц (Слайд №»17)
Опускаем шприц с пластилином в ёмкость с горячей водой (Слайд №»18)
Выдавливаем жгутики (Слайд №»19)
Начинаем заполнять рисунок (Слайд №»20)
Пластилиновый рисунок из жгутиков готов. (Слайд №»21)
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Техника пластилинография поможет детям дошкольного возраста сосредоточить внимание на тонких операциях, приучит к аккуратности и точности и просто доставит огромное удовольствие, а так как кончики пальцев связаны с речевыми центрами, то пластилиновая живопись поспособствует еще и общему развитию.
Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют собой большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного дальнейшего обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Следует согласится с этим мнением.