Мария Груздева
Педагогический инструментарий для формирования ценностей материнства и отцовства у современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из сборника
• XVIII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции 22-23 апреля 2014 г. Том II. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. С. 27-30
М. В. Груздева
Педагогический инструментарий для формирования ценностей мате-ринства и отцовства у современных дошкольников
Кризис семейных ценностей в России, прагматизация современного общества и его отчуждение от отечественных традиций семейного воспитания диктуют необходимость пересмотра воспитательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Публикация «Педагогический инструментарий для формирования ценностей материнства и отцовства у современных дошкольников» размещена в разделах
Утверждённый приказом Министерства и науки Российской Федерации в октябре прошлого года ФГОС дошкольного образования в ряде своих задач рассматривает объединение воспитания и обучения детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Непреходящая ценность материнства – одна из тех социокультурных ценностей, которая является духовно-нравственной основой благополучного существования нации. Неуважительное отношение к материнству как источнику жизненной силы, нравственности и здоровья человека, его психологической защищённости и крепости личности, семьи, государства может привести к духовному оскудению и вырождению нации.
К сожалению, современный глобализующийся мир преподносит детям, подросткам и молодёжи различные лжеобразцы и лжеэталоны, прямо или косвенно отрицающие ценность и великую миссию материнства. Например, некая мода на продолжительный, так называемый «гражданский брак», являющийся по сути безответственным сожительством двух людей, не ставящих перед собой главной семейной цели – деторождения и воспитания детей в комфортной атмосфере доверия, любви и взаимных нравственных обязательств. Если в таком незарегистрированном браке рождаются дети, они могут стать случайным, попутным обстоятельством, осложнением жизни двух «свободных» личностей, не связанных узами верности и настоящего роди-тельского служения. Ещё один пример – активное приобщение девочек-дошкольниц к игрушке Барби, являющейся в мире западных нравственных приоритетов символом женской сексуальной привлекательности и женской карьеры, но никак не символом одухотворённого материнства. Играя с такой чуждой отечественному менталитету куклой, юная девочка, будущая мать, на подсознательном уровне черпает очень вредную для своего развития информацию : ухоженная и привлекательная внешность, стройность фигуры и модная одежда, внешний блеск и успешность – вот те характеристики, к которым должна стремиться настоящая девушка, женщина, «леди». При такой организации развивающей среды для ребёнка, когда преобладают изысканные полуобнажённые Барби, наша отечественная незамысловатая, но воспитательно ценная для ребёнка Матрёшка, символ материнства и душевной щедрости, а также любая другая народная игрушка (например, народная тряпичная кукла в длинном сарафане с младенцем на руках) заметно проигрывают. Девочка тянется к Барби и…лет через десять-пятнадцать сама становится «Барби». Она начинает «модно» рассуждать о том, что от жизни, как подсказывает навязчивая реклама, «надо брать всё», а вынашивание и воспитание ребёнка могут нарушить стройность, внешнюю привлекательность и карьерный рост. Современный молодой человек, её избранник, к сожалению, чаще всего с ней соглашается, поскольку и в нём ни семьёй, ни образовательными учреждениями не сформирована ценность родительства, отцовства.
И. Ф. Гончаров и С. В. Берёзкина в работе «Воспитывать в России семьянина» отмечают: «Думая о современной России, с сожалением приходится говорить: у нас не распадающаяся семья – у нас распавшаяся семья. Крепкая семейственность ушла в предание» [1, с. 1]. Одну из острых задач современности авторы видят в том, чтобы «с детских лет готовить будущую мать, будущего отца, будущего семьянина» [1, с. 3].
Безусловно, ценности материнства и отцовства следует воспитывать у детей в любом дошкольном образовательном учреждении, независимо от его официального статуса. Средствами такого воспитания является прежде всего и организация развивающей среды для детей в группах, и организация детской деятельности. Игрушки, выставки, иллюстрации, тексты, театрализации, мультфильмы и видеосюжеты для детей, а также детские поделки, творческие работы должны «воспевать» ментальные семейные ценности – ценности материнства, отцовства, многодетности, любви к детям, супружеской верности, девичьей скромности до брака, уважения к старшим в семье.
Эффективное средство положительного воспитательного воздействия на детей – прочтение воспитателем и эмоционально-ценностное восприятие детьми русских народных, отечественных классических и зарубежных ска-зок, посвящённым семейным ценностям. Сказка, по мнению выдающегося русского философа И. А. Ильина, «будит и пленяет мечту» [2, с. 239], даёт ребёнку чувство героического. Возвышенный идеал отношений в семье, нравственное благородство, верность и самопожертвование матери, отца, мужа, жены в сказке, усвоенные через эмоционально-ценностное восприятие и творческую деятельность, могут стать для ребёнка путеводной звездой для построения собственной семьи во взрослой жизни.
Велика также роль искусства в таком воспитательном процессе. Все лучшие национальные ценности, по И. А. Ильину, могут формироваться у детей поэзией : «Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой» [2, с. 3]. Устное народное творчество – сказки, пословицы и поговорки, тексты русских народных песен о материнстве и других семейных ценностях в красочной и интересной для ребёнка форме моделируют для него мир высоко нравственных человеческих взаимоотношений. А умело подобранные воспитателем и другими педагогами музыкальные произведения о материнской любви и о любви к матери, сопровождаемые пением, игровыми движениями или танцами детей, театрализованные постановки, народные подвижные и хороводные игры, праздники, посвящённые семейным ценностям, на которых обязательно присутствуют родители, становятся для детей истинной радостью.
Образы национальной святости, дающие образец высокого женского, материнского служения, также обладают высоким воспитательным потенциалом. По Н. Е. Рудовой, «в материнстве заложена полнота люб-ви…Христианский мир исповедует полноту Материнства в Богородице. Идеал Материнства Богородицы положен в основу христианской педагогики и в традиции воспитания материнства в православной культуре» [3, с. 34]. Детей дошкольного возраста и на экскурсиях в художественные музеи, и в процессе развивающей деятельности в группе ДОУ можно знакомить с нравственно выразительными, эмоционально насыщенными полотнами отечественных художников, раскрывающих красоту материнского и отцовского служения, а также с иконами. Тонкие и благородные образы матери в отечественной живописи и лики Богоматери в русской иконографии способны пробудить, оживить самые сокровенные чувства и мысли человека. Дети при духовном соприкосновении с такими образами поддаются самому сильному и глубокому педагогическому влиянию.
Речевое творчество детей в ДОУ показывает, с каким искренним интересом и энтузиазмом ребёнок готов сочинить, придумать что-нибудь о маме и для мамы. Методически подготовленный, творческий воспитатель может пробудить в каждом ребёнке творца и услышать от него, допустим, не только следующее простое высказывание: «Мама у меня красивая и добрая, я её очень люблю», но и довольно сложное философско-поэтическое изречение: «Мама, ты ангел, который прилетел с неба и подарил мне жизнь» (последнее высказывание автор данной статьи услышал из уст ребёнка шести лет на игровом занятии по речевому творчеству»).
Работа педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями по укреплению семейных уз, ценностно-смысловое согласование с родителями средств и методов воспитания детей, непосредственное включение семьи в образовательную деятельность ДОУ – важное условие успешного формирования у детей ценностей материнства и отцовства. Такая работа требует высокой профессиональной компетентности педагогов, отношения к своему труду как к жизненному призванию. В конечном счёте и отношение самих педагогов к детям, искреннее и по-матерински тёплое, формирует внутренний облик дошкольников, их духовно-нравственный мир.
В современном мире, к сожалению, масса всего, что направлено на раз-рушение семьи. Сегодня, по мнению исследователя В. М. Акимова, особенно «необходимо глубокое понимание спасительного смысла Материнства, поддержка его всеми средствами, как одного из самых главных духовных и «материальных» образов мира: и на государственном, и на общественном уровнях» [4, с. 6]. Педагогическое пространство дошкольного образовательного учреждения может стать значимым фактором становления счастливого человека, трепетно относящегося к национальным ценностям и духовно-нравственным традициям Родины.
Литература
1. Гончаров И. Ф., Берёзкина С. В. Воспитать в школе семьянина. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
2. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М. : Республика, 1993.
3. Рудова Н. Е. Феномен материнства как источник формирования и развития сущ-ностных основ личности: монография. – СПб. : СПбГУСЭ, 2011.
4. Акимов В. М. Необходимое слово / Гончаров И. Ф. «…Чистейшей любви боже-ство!». Слово о Матери. – СПб., 2012.