Улова
Педагогические возможности использования сказок К. И. Чуковского для обогащения словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические возможности использования сказок К. И. Чуковского для обогащения словаря дошкольников.
Художественная литература является одним из наиважнейших средств развития личности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема того, что читать и как читать детям, особенно актуальна и сегодня. Значимость книги в жизни личности, уважение к ней, к читающим людям, и, как следствие, много знающим, важно воспитывать в детях, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Педагогические возможности использования сказок К, И, Чуковского для обогащения словаря дошкольников» размещена в разделах
Основной задачей педагогов выступает привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, желание общаться с ней. Воспитание будущего читателя является невозможным без опоры на мысли, переживания, настроения, вызываемые у ребенка книгой. В виду этого педагогу должна быть известна специфика восприятия у детей художественной литературы.
Данным проблемам уделяли внимание в своих работах Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова и др.
Старшие дошкольники способны :
- глубже понимать содержание произведений, осознавать появляющиеся у них чувства и, на данном основании, формировать собственное отношение к героям и событиям;
- не только слышать, но и вслушиваться в художественную речь, выделяя присущую ей специфику;
- проявлять ярко выраженные реакции на звучащие слова, проявлять интерес к ним, стремясь неоднократно воспроизводить их, обыгрывать;
- легко устанавливать несложные причинные связи в сюжете;
- характеризовать героев, высказывая справедливые суждения об их поступках, опираясь на собственные представления о нормативах поведения и личный опыт.
Научить детей восприятию стихотворного текста означает научить их воспринимать содержание, чувствовать художественную форму, эмоционально откликаться на произведение.
У старших дошкольников осуществляется ряд изменений в понимании текста, что связано с ростом жизненного и литературного опыта детей. Они устанавливают связи в сюжете, правильно оценивают поступки героев. На шестом году возникают реакции на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
Классикой отечественной детской литературы является творчество К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский стал одним из первых авторов, писавших сказки для детей. Именно им впервые были разработаны главные принципы детских сказок. Многими исследователями отмечается такая особенность сказок К. И. Чуковского, как детская поэтичность. К шести годам все дети являются любителями поэзии. Им нравится выкрикивать стихи, танцевать, напевать – и сказки К. И. Чуковского предоставляют им широчайшие возможности в данной области.
Художественные произведения К. И. Чуковского представлены образцами русского литературного языка, дают готовые языковые формы, задают словесные характеристики образа, определения, которыми оперируют дети. Из поэзии К. И. Чуковского дети узнают множество новых слов, образных выражений, их речь обогащается эмоционально богатой и поэтической лексикой. В сказках дети познают лаконичность и точность языковых средств, а так же характеристики меткости, образности, выразительности; в стихах узнают музыкальные, ритмичные характеристики речи.
Сказки помогают детям выражать собственное отношение к прослушанному, применяя сравнения, метафоры, эпитеты и иные средства образной выразительности. После прослушивания дети могут давать ответы на заданные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и одновременно замечать и вчувствоваться в художественные формы произведения.
Значительность воспитательного, познавательного и эстетического воздействия произведений К. И. Чуковского заключается в расширении знаний детей об окружающей действительности, воздействии на личность детей, развитии умений тонко чувствовать форму и ритм родной речи.
Художественные произведения К. И. Чуковского сопровождают детей с раннего возраста и выступают перед ними в единстве содержания и художественной формы.
Сказки К. И. Чуковского характеризуются выразительностью, яркостью, динамичностью, они завораживают детей, так как К. И. Чуковский в собственных произведениях играет с детьми, и для детей чтение данных сказок превращается в веселую игру. Детям свойственно с удовольствием повторять стихи К. И. Чуковского, что влечет за собой их речевое развитие.
Веселые сказки в стихах выступают основным жанром, в котором творил К. И. Чуковский. Все произведения наполнены самыми затейливыми, самыми изысканными ритмами, которые как бы напевают, пританцовывают, маршируют. Каждая смена ритма в сказках является приуроченной к новому повороту событий, к возникновению нового героя или новых ситуаций, к смене декораций и появлению иных эмоций.
Еще одной наиважнейшей спецификой произведений К. И. Чуковского выступает характеристика их эстрадности, в расчёте на громкое и коллективное прочтение.
Сказки К. И. Чуковского поражают скоростью смены ритма, кинематографичностью, то есть интенсивной сменой действий и героев. Язык сказок схож с детской речью, детскими считалками. Помимо этого, заметно влияние произведений русского фольклора. Рифмы выступают в качестве организаторов текста, зачастую автор отталкивался не от смысла стихотворения, а от рифмы, её звучания, красоты речи и простоты. Всё это во многом облегчает для детей восприятие содержания стихотворных сказок, этому же способствует их синтаксическая близость к детской речи.
В целом все особенности поэтики стихотворных сказок К. И. Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой манере рассказать ребёнку о серьёзных и сложных вещах. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
С помощью особой организации, интонационной окраски, применения особых языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) художественные произведения передают отношение народа к какому-либо предмету или явлению. Изобразительные средства речи эмоциональны, они оживляют язык, развивают интеллект, совершенствуют и обогащают словарь детей.
Итак, художественные произведения К. И. Чуковского выступают в качестве важного источника развития поэтического слуха, эстетических и морально-нравственных понятий. Ознакомление детей 5-6 лет с поэтическими произведениями художественной литературы помогает решать такие задачи как обогащение словарного запаса, развития техники речи, а кроме того, они помогают расширить кругозор детей, развивают память детей.