Татьяна Бесчастная
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства
«Мастерилка»
Разработала : воспитатель Бесчастная Т. В.
Возраст детей: 4-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Публикация «Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства „Мастерилка“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребёнка, т. е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мастерилка» рассчитана на детей с 4 до 6 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 35 часов. Группа работает 1 раз в неделю, всего 35 занятий за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Научить ребёнка создавать поделки из природного материала,глины, ткани, солёного теста, ниток, бросового материала, холодного форфора.
Задачи программы.
Обучающие:
обучение приемам работы с инструментами;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств материалов, используемых в работе;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы :
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся :
– научатся различным приемам работы с природным материалом, пластиковыми бутылками, джинсовой тканью и другими материалами, использующимися в процессе работы;
– научатся следовать устным инструкциям,
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ
• Проведение выставок работ учащихся
• Проведение благотворительных и тематических аукционов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Вводное занятие)
Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Оборудование рабочего места обучающегося. Распределение дежурства, организация уголка. Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка.
2. Работа с природным материалом)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Технология заготовки природных материалов. Изделия из природного материала. Художественные приёмы изготовления поделок из природных материалов.
3. Работа с глиной, солёным тестом и холодным фарфором.)
Расширение и систематизация знаний об использовании глины, о подготовке к работе с глиной и техниках, используемых при лепке из глины.
Знакомство с другими материалами подходящими для лепки.
4. Работа с тканью, лентами и нитками.)
Познакомить детей с образцами тканей: ситец, драп, шёлк, фланель, мех, мешковина; учить определять на ощупь, видеть структуру тканей, воспитывать художественный, эстетический вкус. Изготовление поделок из ткани.
5. Работа с использованием бросового материала.)
«Новая жизнь старых вещей» - изготовление поделок для участка из старых вещей
6. Работа с бисером, бусинами. ()
Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения. (Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому занятие,будет длиться не более 30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва проведем гимнастику для глаз, различные физкультминутки.)
Тематический план
кружка «Мастерилка»
№ Тема Количество часов
1. Вводное занятие
2. Работа с природным материалом
3. Работа с глиной, солёным тестом, холодным фарфором
4. Работа с тканью, лентами и нитками
5. Работа с использованием бросового материала
6. Работа с бисером, бусинами
7. Работа с шерстью
8. Нетрадиционное рисование: «эбру», «монотипия», «печать», «кляксография», «витраж»…
Всего:
Тематический план кружка «Мастерилка»
№ п/п Тема Кол-во
часов Цели Оборудование и материалы
1. Вводное занятие 1. Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий.
2. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке.
2. Работа с природным материалом 1. Научить детей делать поделки из
природных материалов.
2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
4. Способствовать коллективной деятельности детей. скорлупа орехов, желуди, кленовые листья каштаны, шишки, семена клёна, ножницы, клей ПВА, проволока, пластилин.
Экскурсия по территории школы
Совушки
Весёлые зверюшки
Осенний букет
Цветы
3 Работа с глиной, солёным тестом, холодным фарфором, папье-маше 1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.
2. Выяснить, какими свойствами обладает глина, тесто и фарфор.
3. Узнать как подготовить материал к лепке.
4. Выяснить, как правильно подготовить рабочее место и какие инструменты и приспособления использовать в процессе работы.
5. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
6. Создать собственные вылепленные изделия и декорировать.
Солёное тесто (мука, соль, клей ПВА, глина, холодный фарфор (крахмал, вазелин, клей ПВА, дощечки, стеки, газета.
Ёжики
Сказочные рыбы
В гостях у сказки
Барельеф «Букет ромашек»
Ангелочки
Пластилиновое рисование
Овечки на лугу
Новогодняя красавица
Весёлые коты
4. Работа с тканью, лентами и нитками
1. Изготовление поделок из ткани разной фактуры.
2. Закрепить умение вырезать на мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Ткани, атласные ленты, краска, кисти, ножницы, пенопласт, канцелярский нож клей ПВА, нитки разных цветов и разной толщины, фактуры.
Лесные зверюшки из фетра
Салфетка для мамы
Корзинка из мыла и лент
Пэчворк без иголки
5. Работа с использованием бросового материала 1. Знакомство с физическими свойствами разных материалов.
2. Воплощать творческие идеи при изготовлении поделок.
3. Продолжать учиться работать в коллективе, помогать друг другу. Коробки, крышки от пластиковых бутылок, жестяные банки, краска, кисти, проволока, ножницы, клей ПВА.
Бабочка из пластиковых бутылок декорированная витражными краскими
Лягушка из одноразовых тарелок
Игра для развития мелкой моторики рук из крышек от бутылок
Игрушка-ловилка
6. Работа с бисером, бусинами 1. Способствовать развитию у детей умения создавать простые работы
2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству.
3. Развивать мелкую моторику рук
Бисер, бусины разных цветов и размеров, ножницы, проволока, леска.
Цветы
Бабочки
7. Работа с войлоком
Картина «Закат»
Валенки для куклы
1. Знакомить детей со свойствами шерсти и способами работы с данным материалом
2. Развивать воображение и творческую активность. Шерсть, ткань, ножницы, иглы,мыло вода
8. Нетрадиционное рисование 1. Развивать воображение и творческую активность.
2. Формировать эстетический вкус
3. Способствовать развитию у детей умения создавать разной сложности композиции. Краски «эбру», акварель, гуаш, бумага,лоток, вода, крахмал,кисти