Лариса Козловская
Педагогические условия развития самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать
«Волшебница вода»
СОД
(занятие по технологии деятельностного метода) «Тайны снега» - систематизация знаний о свойствах снега и овладение и основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды и причинах перехода одного состояния в другое. Познакомить со способами очистки воды; совершенствовать умения передавать образы зимы, используя средства художественной выразительности; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Публикация «Педагогические условия развития самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Свойства льда» - закрепить свойства льда, познакомить детей с понятием «водоворот». Дать знания об опасных местах на воде в зимне-весенний период. Вспомнить, опираясь на предыдущий опыт, какие предметы тонут, а какие плавают, закрепить правила безопасности на водоёмах в летний и зимне-весенний период.
Свободная деятельность детей Игровая : «Какой снег?», «Придумай предложение», «Хорошо - плохо», «Живая – неживая природа», «Ходят капельки по кругу», «Разрезные картинки», «Какой лёд?», «Угадай по описанию», «Мы - капельки», «Снег и лёд», «Опиши – мы отгадаем», «Закончи предложение», «Ассоциации», «Что за чем?».
Коммуникативная: беседы – «Зачем нужен снег?», «Можно ли есть снег?», «Свойства снега», «Как помочь снегу стать чистым», «Что было бы, если бы…», «Чем опасен лёд», «Почему вода превращается в лёд», «Как живут рыбы подо льдом», «Что такое айсберги».
Познавательно-исследовательская : «Очистка снега», «Где рождается снег?», «Рассматривание снега через лупу», «Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды», наблюдение за снегом на участке, «Свойства льда», «Тонкий лёд и толстый лёд», «Лёд - твёрдая вода», «Прозрачность льда», «Почему не тонут айсберги».
Изобразительная: «Зима на участке» (рисование, «Зимушка - зима» (рисование, «Санки на снегу» (лепка, «В гости к Снежной королеве» (аппликация, «Ледяная избушка» рисование, «Ледоход» (лепка).
Восприятие художественной литературы: Е. Студнева «Экологические сказки о воде».
Самостоятельная деятельность детей В центр художественной литературы помещены иллюстрации, книги, энциклопедии по теме недели, карточки, выполненные в технике «кляксография» для самостоятельной деятельности детей. В ИЗО уголке - цветная бумага и цветной картон, ножницы, клей, краски, вата, ватные диски, белая пряжа, ватные палочки, различные фильтры, ёмкости, стаканчики, микроскоп, трубочки для коктейля.
Взаимодействие с родителями Предложить придумать сказку о Ледяном царстве, вместе с детьми изготовление книжек «Береги своё здоровье».
«Воздух»
СОД
(занятие по технологии деятельностного метода) «Свойства воздуха» - формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать умение логически рассуждать, анализировать и делать выводы; воспитывать чувство ответственности за природу; вызвать положительный эмоциональный настрой.
«Воздух-невидимка» - учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
Свободная деятельность детей Игровая : «Угадай, есть ли воздух?», «Назови ласково», «Поймай воздух», «Придумай предложение», «Расскажем про воздух», «Где прячется воздух?», «Скажи точнее», «Откуда берётся ветер?», «Загадай слово», «Самолёты», «Воздушный змей», игры с султанчиками, с воздушными змеями, «Польза - вред», «Как ветер растениям помогает».
Коммуникативная: «Что мы знаем о ветре», «Что мы знаем о воздухе», «Почему воздух называют невидимкой?», «Есть ли воздух внутри нас?», «Польза воздуха», «Зачем человеку нужен воздух?», «Ветры Байкала», беседа «Воздух и вода – наши лучшие друзья», беседа «Как человек использует воздух?».
Изобразительная: «Ветер в лесу» (рисование, «Ветряная мельница» (рисование, «Польза воздуха» (рисование, «Воздушный змей» (аппликация, изготовления флюгера из бросового материала, рисование «Мы-друзья природы»
Познавательно-исследовательская : «Воздух внутри нас», «Где спрятался воздух», «Как увидеть воздух», «Воздух-невидимка», «Ветряной перезвон», «Ветряная мельница», «Где спрятался воздух», «Движение воздуха», «Свеча в банке», «Имеет ли воздух вес?».
Восприятие художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Ветряная мельница», Н. Рыжова «Разговор с ветром», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
Самостоятельная деятельность детей В центре литературы предложены книги, энциклопедии, иллюстрации, стихотворения, пословицы, поговорки. В ИЗО уголке: краски, пластилин, цветная бумага, картон для рисунков, аппликаций и лепки, бросовый материал. Карточки с изображением вертушек для самостоятельного изготовления их детьми. Для экспериментирования: целлофановые пакеты, трубочки, стаканчики, ветряная мельничка, воздушные шарики, бумага, перья, салфетки, различная ткань, султанчики.
Взаимодействие с родителями Сделать поделку «Пароплан», рисование экологического плаката на тему «Сохраним воздух чистым».
«Песок и глина»
СОД
(занятие по технологии деятельностного метода) «Песок и глина» - продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина).
Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.
Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
«Чудесная глина» - формировать представление о глине, как основе гончарного производства; продолжать расширять знания о свойствах глины; обогатить представления детей об использовании глины человеком; воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
Свободная деятельность детей Игровая : «Какой песок?», «Какая глина?» «Придумай предложение», «Найди лишний предмет», «Зачем нужен песок?», «Что есть, что было», «Загадай – мы отгадаем», «Гончары», «Угадай по описанию», «Садовники», «Подбери картинку».
Коммуникативная: беседа о свойствах песка, беседа «Почему в песке не растут цветы», беседа по технике безопасности работы с песком, «Пески пустыни», «Отличие глины от песка», «Растут ли в глине цветы», «Для чего нужна глина?», «Виды глины», беседа «Где можно встретить песок и глину?».
Познавательно-исследовательская : «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Мокрый песок», «Кто живёт в песчаном доме?», «Из чего состоит песок», «Куда исчезла вода?», «Сравнение глины и песка», «Что быстрее пропускает воду?», «Свойства глины».
Изобразительная: рисование песком, рисование «Песочница в детском саду», аппликация «Песочный замок», лепка по замыслу детей, лепка голубой глиной.
Восприятие художественной литературы: русская народная сказка «Глиняный парень», «Глиняный Иванушка». Сказка «Волшебник Кукумба в песочной стране».
Самостоятельная деятельность детей Иллюстрации и художественная литература, произведения, энциклопедия по теме недели.
Краски, бумага для рисования, пластилин, краски, гуашь, ножницы, рисунки детей, готовая глина, карточки с изображением рисунков из песка.
Песок, песочные мельницы, стаканы, лупы, баночки, глина, энциклопедии, иллюстрации, вода, ванночки, трубочки, листы бумаги, различные формочки для песка, воронки.
Взаимодействие с родителями
Сделать подборку картинок различных видов почв, найти информацию о почве родного края. Сделать поделку из глины вместе с детьми дома.
«Камни»
СОД
(занятие по технологии деятельностного метода) «Удивительные камни» - познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Обратить внимание на особенности камней. Классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность.
Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
«Необычный камень». Магнит и его свойства - создать условия для решения образовательных задач познавательного развития дошкольников. Познакомить с понятием «магнит», свойством «примагничивание», закрепить представления о свойствах камней, расширить знания о профессии геолог. Содействовать развитию познавательных процессов : внимание (зрительное, слуховое, память (зрительная, слуховая, мышление (наглядно-образное); умений отвечать эмоциональным откликом; внимания к потребностям окружающих; уважения к взрослым; коммуникативности.
Свободная деятельность детей Игровая : «Какие камни», «Легче – тяжелее», «Что лишнее», «Придумай описание», «Я – геолог», «Что исчезло?», «Какой, какая, какие?», «Ассоциации», «Подбери камешек», «Узнай какой».
Коммуникативная: беседы – «Что такое горы?», «Камень, рождённый деревом», «Вулканы», «Как человек использует камни?», «Где живут камни».
Познавательно-исследовательская : «Камень – пластилин», «Самый красивый и некрасивый», «Лёгкий – тяжёлый», «Звук», «Плавучесть камней», «Сравнение поверхности камней».
Изобразительная: изготовление макета «Горы» из папье-маше.
Восприятие художественной литературы: П. Бажов «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка».
Самостоятельная деятельность детей Для экспериментирования: камни, пластилин, лупы, песок, подборка камней, весы, различные деревянные, железные и пластмассовые предметы.
Пластилин, заготовки макетов гор, краски, глина.
Картинки, энциклопедия, художественная литература.
Взаимодействие с родителями
Предложить родителям вместе с детьми создать коллекцию камней, оформить и представить оформленный вариант. Провести наблюдение за камнями по дороге на прогулке. Сделать макет «Горы» дома.