Скипина Алёна
Педагогические технологии в преподавании истории и обществознания сегодня
Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников;
• переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.
Публикация «Педагогические технологии в преподавании истории и обществознания сегодня» размещена в разделах
Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; визуалов,право- и левополушарных, ,кинестетиков, внушаемых и невнушаемых, аудиалов. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.
Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:
Методика обучения диалогу. Она достаточно проста. Кроме того она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют в вопросно-ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс. После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам-диалогам” у доски. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации. Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:
1) Постановка проблемы;
2) Выдвижение гипотез;
3) Подтверждение гипотез фактами, документами, примерами;
4) Выводы по решению проблемы.
Например, формируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?" Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:
1) Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
2) Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3) Почему местом сражения князь Д. Донской выбрал именно Куликово поле?
4) Почему Д. Донской принял решение переправиться через Дон?
5) Какую тактику использовал Д. Донской?
6) Чем вы объясните успех русских?
7) Каково значение Куликовской битвы?
Теперь уеники, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, педагог может и должен направлять учащихся в нужное русло.
Технологию проблемного обучения на уроках обществознания я использую, как правило, при изучении таких разделов как "Право", "Политическая жизнь общества".
Технология использования игровых методов и приёмов обучения.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике. А. М. Горький писал: "Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. " В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
1) В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами)
Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой- значения. Соединить стрелками слова и значения. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает.
2) Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.
Например, деловая игра: "Встать! Суд идёт!", "Предпринимательство и бизнес". Игры: "Выборы в Государственную Думу", "Один день из жизни Петра I", "Дорогами войны".
Таким образом, игра находит широкое применение в учебном процессе.
Групповые технологии и коллективное творческое дело.
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. Технологический процесс групповой работы может состоять из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
-Индивидуальное выполнение заданий.
-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
-Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнение. обобщение).
-Подведение итогов группового задания.
Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Составляющие технологического процесса варьируются в зависимости от типа, целей и задач урока. В своей работе я использую групповые технологии на уроках обществознания по следующим темам:
«Познание окружающего мира»; «Цивилизация и общество»; «Происхождение права, его формы и структура»; «Частное право»; Нравственные категории и добродетели.
Например на уроке "Познание окружающего мира" учащиеся разделяются на несколько групп, каждой из которых сообщается определённое задание.
1 группа - исследовать роль шпаргалок в учебном процессе.
2 группа - исследовать роль оценок в учебной деятельности.
3 группа - исследовать проблему того как люди выбирают профессию.
4 группа - изучить тему "Взрослые и дети. "Почему возникает конфликт поколений.
Представители каждой группы докладывают о результатах своей работы, объясняя её этапы. Выполненное задание анализируется.
Например, тема "Нравственные категории и добродетели". При рассмотрении видов нравственных категорий учащиеся делятся на группы.
1 группа - разъясняет сущность понятий «добро» и «зло». Приводят конкретные примеры.
2 группа - разъясняет сущность «добродетели» и «порока».
3 группа - сущность «стыда» и «совести».
4 группа - сущность «милосердия».
На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем представители групп выступают, докладывают о результатах своей работы. Выступающему могут быть заданы вопросы. Затем подводятся итоги.
На уроках истории применяю такую форму групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Провожу следующим образом: на последних партах - консультанты. Учащиеся выполняют задания по вариантам (исторические диктанты). Как правило, беру 10 дат. Выполнив работу, передаём на последнюю парту консультантам для проверки. Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. У учащихся развивается логическое мышление, творческая активность, речевые способности.
Итак, «современная педагогическая технология» - понятие, включающее в себя множество элементов. Это организация системного подхода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования.
Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности, направленность на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности учащегося.
Использование современных образовательных технологий и приемов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности. А уроки сделать интересными и разнообразными.