Ирина Ивановна Бучнева
Педагогические технологии социализации дошкольников «Рефлексивный круг» и «Проблемная педагогическая ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос развития личности дошкольника является особенно актуальным, так как современные дети живут и развиваются в совершенно других социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Публикация «Педагогические технологии социализации дошкольников „Рефлексивный круг“ и „Проблемная педагогическая ситуация“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Следовательно, перед дошкольной образовательной организацией возникает необходимость в создании условий для социального развития ребёнка.
В учебно-методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является Наталья Петровна Гришаева. Она разработала новые технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Основная цель технологий – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Проблемная педагогическая ситуация.
Является наиболее важной в структуре «Ситуации месяца».У обычного ребенка нет даже навыка разбираться в простейшей нравственной коллизии.
«Простейшая педагогическая ситуация» проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три – четыре месяца и даже через год после проведения первой, то можно представить, сколько пищи для размышлений она дала педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Время проведения – 20 – 30 мин., в младших группах – 15 мин.
Разработка и проведение ППС включает на 3 части:
- воспитатели планируют, какую ситуацию возьмут и какие цели реализуют.
- разработка сценария.
- создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.
Ситуация проводится без присутствия взрослого. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательно видеозапись.
Можно предложить, например, такую задачу: в группу входит старушка с палочкой и большой сумкой в руках. Спрашивает: «Ребята, не в вашей ли группе мой внук - Вася Иванов?». Продолжает старушка: «Ох, как же я устала, у меня болят ноги, я хочу пить». Старушка уходит. Входит воспитатель, рассаживает в круг. Затем следует три вопроса: Что сейчас произошло? Что ты делал, что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз, если придет бабуля?
Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д. Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка, вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?».
Никакой, даже самый известный тест не даст столько пищи для размышления, как это простейшая ситуация.
Ежедневный рефлексивный круг.
«Ежедневный рефлексивный круг» желательно проводить каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 5 до 10 мин в младших группах, и 10-20 мин в подготовительных к школе группах.
«Ежедневный рефлексивный круг» так же может проводиться сразу после какого-либо происшествия. Чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени, поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос.
Вопросы задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы будем сегодня заниматься?», «А что интересного у нас произошло вчера?», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Правила поведения в группе» и т. п.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте. Так как дети через два- три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и без присутствия воспитателя пользуются данной технологией для обсуждения своих проблем.
C помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.