Елена Филиппова
Педагогические ситуации общения педагога с воспитанником
▼ Скачать + Заказать документы
создать ряд педагогических этюдов (ситуаций общений педагога с воспитанниками) где наглядно можно продемонстрировать реализацию функций этического общения : "открытие" ребенка на общение. "соучастие" ученику в процессе общения.
Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.
1. Выбор пластической позы.
Публикация «Педагогические ситуации общения педагога с воспитанником» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:
открытая поза;руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;ладони время от времени разворачиваются к аудитории;пластика плавная, мелодичная;преобладание психологических жестов над описательными;для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания – несколько шагов назад.
2. Подача информации с позиции «Мы».
Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьеробщения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.
Социальный барьер – выявлено, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами. Если педагог занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать.», – то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Третий барьер – терминологический. Причина его кроется в чрезмерном использовании педагогом всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ребёнку. Устранив эти барьер педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы».
3. Установление личного контакта.
Личный контакт может устанавливаться разными способами:
вербально,визуально,тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Визуальный контакт – это контакт глаз. Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким.
С профессиональной точки зрения, педагогу необходимо владеть всеми видами установления личного контакта, так как среди детей обязательно будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и с каждым из них он должен суметь выйти на личное общение, чтобы ребенок смог «открыться».
Функция «соучастие» ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции.
1. Демонстрация расположенности. Это пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата.
2. Проявление интереса. В непосредственном общении эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.
3. Оказание помощи. Данная операция напрямую реализует функцию, к которой относится.
Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия. Назовем их:
«Давай помогу.»;«Позволь мне тебе помочь.»;