Ирина Кирикова
Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
Публикация «Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.
Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения.
Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.
К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта : детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).
3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.
Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.
2. Оценка целей конфликтной ситуации :
утверждение личных притязаний,
навязывание своего стиля поведения,
умаление достоинств другой стороны,
корыстные устремления.
Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в пони ниши целей, которые преследовал каждый из них в ссоре Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации :
применить меры воспитательного воздействия;
выдвинуть определенные жесткие требования;
указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведении не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.
4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:
Тебе хочется ходить в детский сад?
Почему?
С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
Какие игры ты знаешь?
В какие игры ты умеешь играть?
В какие игры ты любишь играть больше всего?
Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
можно нарушать эти правила?
А что будет, если я нарушу эти правила?
Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.
Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен :
- вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);
- оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;
- оказать помощь пострадавшему;
- сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия ( например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;
- позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;
- избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками в другое место;
- успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;
- разрешить конфликт : когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) и в отдельности провести беседу;
- сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.