Приложение МААМ

Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения

Машьянова Ксения
Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 112»

Консультация для педагогов

Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения

Агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

Публикация «Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения» размещена в разделах

Агрессивное поведение дошкольников выражается в непослушании, раздражительности, избыточной активности, драчливости, жестокости. У многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У некоторых из них отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели, так и прямой (дети бьют кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами агрессивного поведения дошкольников являются :

• стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желаемый результат, быть главным;

• защита и месть;

• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения :

1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей.

3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

• недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

• сниженный уровень саморегуляции;

• неразвитость игровой деятельности;

• сниженную самооценку;

• нарушения в отношениях со сверстниками.

Какие же средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей может использовать на практике?

Установление правил. В группе важно заранее установить правила: «Мы не деремся», «Мы не толкаемся», «Мы не обзываемся» и т. д. Но правил не должно быть много, иначе дети их просто не запомнят. Усвоить правила помогут небольшие сценки с игрушками бибабо.

Прием «Три ступени» (Особенно эффективен для детей младшего возраста).

Первая ступень – остановить агрессивное действие коротким запретом, например: «Стоп!», «Не дерись!»

Вторая ступень – взрослый жалеет пострадавшего. Внимание к пострадавшему, а не к обидчику должно показать ребенку, что он проигрывает из-за последствий своего поведения.

Третья ступень – взрослый предлагает обидчику пожалеть пострадавшего, попросить у него прощения, таким образом, стараясь вызвать раскаяние обидчика. Однако не нужно очень настойчиво принуждать ребенка к извинению, дабы не научить его делать это формально.

Словесное подкрепление конструктивного поведения ребенка. Следует отмечать вслух те моменты, когда ребенку удалось сдержаться и вести себя мирно. Делать это желательно не один раз вдень, как бы подводя итоги поведения ребенка, а по каждому поводу, например: «Сегодня на прогулке ты вел себя очень хорошо»; «После полдника ты замечательно и мирно играл со своими друзьями». Очень важно, чтобы ребенок верил, что он хороший.

Тайм-аут. Отстранение ребенка от дел. Рецепт психологов: минута на год жизни, то есть если ребенку 5 лет, тайм-аут назначается на 5 минут. Это 5 минут тишины или 5 минут на «стульчике шалуна». При этом хорошо использовать песочные часы, чтобы ребенок понимал: наказание не будет длиться вечно.

Позитивное воспитание. При этом способе предлагается требования, приказы и понукания заменить просьбой. Так, вместо: «Не бей Ваню» взрослый может сказать: «Пожалуйста, не обижай Ваню»; вместо: «Нельзя толкаться» - «Не толкайся, пожалуйста». В качестве самого сильного приема можно использовать обращение со словом «Давай!». Присоединяясь к ребенку, можно эффективно решать проблемы агрессивного поведения даже тогда, когда другие приемы не работают : «Давай извинимся!» или «Давай не драться, а топать!»

Нравственные беседы. Помочь ребенку осознанно различать понятия «мужественность», «смелость», «сила» и «агрессивность». Ведь зачастую дети воспринимают агрессию персонажей мультфильмов и компьютерных игр как мужественность.

Научить выражать гнев социально приемлемым способом. Педагог называет эмоциональное состояние ребенка: «Вижу, ты рассердился», и предлагает показать, как он сердит: «Нарисуй, как сильно рассердился», «Топни, как сердитый мишка косолапый».

Визуализация гнева. Это игра-эксперимент, в которой ребенок может увидеть свой гнев. Возьмите два больших надутых, но не завязанных шарика (можно закрепить их обычной прищепкой). Предложите ребенку представить, что воздушный шарик – это он сам, а воздух в шарике – гнев, который в эту минуту его переполняет. Спросите, что будет, если весь гнев, не раздумывая, сразу выпустить?» Предложите ребенку снять прищепку и попросите объяснить, как ведет себя шарик. Обычно дети говорят: «Шарик ведет себя как бешеный, носится как сумасшедший» и т. д. Подчеркните: если люди будут выражать свой гнев, не задумываясь, то могут не только обидеть других, но и себе набить шишки.

Затем предложите ребенку взять второй шарик и выпускать из него воздух постепенно, осторожно. Спросите, как ведет себя шарик. Вместе с ребенком сделайте вывод: если люди будут выражать свой гнев так, чтобы никого не обижать, жить будет веселее и ссор будет меньше.

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

-центр уединения;

-музыкальная релаксация;

подраться с подушкой;

комкать и рвать бумагу;

использовать «мешочек для криков»;

поколотить стол надувным молотком;

втирать пластилин в картонку или бумагу;

обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)

подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Игротерапия – наиболее эффективный и мягкий способ помощи детям.

Игры необходимо проводить после выхода агрессивности.

Вот примеры игр, помогающих снять мышечное и нервное напряжение:

«Бумажные мячики»

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Затем дети делятся на две команды и встают двумя шеренгами напротив дуг друга. По команде ведущего: «Приготовились, внимание, начали!» игроки стараются забросить мячики на сторону противника. По команде «Стоп!» дети прекращают бросать мячи. Выигрывает команда, на чьей стороне меньше мячей.

«Каратист (боксер)»

Дети встают вокруг обруча. Это «волшебный круг», в который поочередно заходит каждый ребенок. В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движение ногами) или боксера (движения руками). Дети вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее!», помогая игроку выплеснуть агрессию максимально интенсивными действиями.

«Брыкание»

Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Два барана»

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать технику безопасности, внимательно следить, чтобы дети не расшибли лбы.

«Рубка дров»

Воспитатель говорит : «Кто хоть раз видел, как рубят дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны быть руки и ноги? Встаньте так, чтоб было достаточно свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте перед собой воображаемый кусок бревна, поднимите воображаемый топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикивать».

Вариант игры. Дети разбиваются на пары и по очереди ударяют по воображаемому бревну, выдерживая определенный ритм.

Игры на снятие агрессивного поведения

Игра "ОБЗЫВАЛКИ"

Цель: эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.) Каждое обращение должно начинаться со слов: А ты.. .морковка. "

В заключительном круге обязательно следует сказать своем соседу что-нибудь приятное, например: "А ты. солнышко".

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра "ЖУЖА"

Цель: Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, "побыть в шкуре" того, кого они обычно обижают не задумываясь.

Содержание: "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

Примечание: Воспитатель должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Игра "КОРОЛЬ"

Цель: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо".

Содержание: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и т д.

Примечание: Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу надо сказать детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Игра "ВОРВИСЬ В КРУГ"

Цель: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Содержание: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками, один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Примечание: Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пропустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит и продолжает игру.

Игра"ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ"

Цель: Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Содержание: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

Примечание: Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Здоровья Вам и вашим детям!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«На речке». НОД по профилактике плоскостопия с детьми младшего дошкольного возраста Цель. Способствовать увеличению амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев. Учить детей сохранять равновесие.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 20:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические приёмы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Машьянова Ксения (УИ 1413011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД