Екатерина Трегубова
Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительское собрание «Давайте поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современная семья недооценивает значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно. Детская игра чрезвычайно важна для развития ребёнка. В игре прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению, навыки коммуникации. Игра вовсе не пустое занятие, она только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Публикация «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей, Родительское собрание „Давайте поиграем“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Тема: «Давайте поиграем»
Форма проведения: родительское собрание.
Аудитория: родители средней группы.
Количество участников: родители, воспитатели, психолог.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в совместной игре с детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с ребенком.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи ; о достоинствах и недостатках игрушек.
Подготовительная работа:
анкетирование родителей (приложение 1,
индивидуальные приглашения (приложение 2,
памятки для родителей (приложение 3,
памятка по игре (приложение 4,
рекомендации (приложение 5,
материалы для творческой работы (приложение 6,
оформление группы, музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование:
- столы расставлены по кругу;
- подборка дидактических игр;
-музыкальные инструменты;
-набор для конструирования;
-мяч, скакалка, обруч;
- головные уборы «Врача», «Моряка», «Лётчика», «Продавца»;
- игрушки театра «Би-ба-бо»;
- игрушки трансформеры, куклы Братц;
- на отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;
- музыкальный центр.
Информационно-техническое обеспечение:
- объявление о проведении родительского собрания;
- пригласительные (приложение 2);
- рассылка по электронной почте информации по теме собрания.
Логика проведения:
Звучит песня «Куда уходит детство».
Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
1. Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении игры в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность,несут приятные, добрые детские воспоминания.
- Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.)
Психологическая разминка «Улыбка»
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Какие игрушки любимые у ребенка?
9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Эта тема «Давайте поиграем» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
2. Анализ результатов анкетирования (приложение 1)
- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
3. «А у нас, в детском саду, мы играем» .Игра с родителями «Волшебный мешочек». Разделить аудиторию на 7групп. Представители групп достают из «Волшебного мешочка» игрушки: лото, кубики, скакалку, колокольчик, руль, куклу Би-ба-бо, современную игрушку. Каждая группа рассказывает о том, что развивает игра с данной игрушкой.
1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты
- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
7. Современные игрушки.
Психологи обратили внимание: чем больше дети играют с современными игрушками, тем меньше они общаются друг с другом. Эти игрушки (а равно и сюжеты, с ними связанные) не предполагают совместных игр, там есть в основном только один сюжет – «охотник и жертва». В результате дети всё больше утрачивают то, что я называю «человечностью». Принципиальным является то, что ребёнок обычно идентифицирует себя с той игрушкой, в которую играет. Его игрушка - это как бы его «второе Я». Постепенно ребёнок формирует у себя те качества, которые присуще его игрушке. Он начинает смотреть на мир её глазами, глазами чудищ и выходцев с того света, проявляя в поведении раздражительность, агрессивность, несдержанность и т. д.
4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Родители предлагают свои варианты игр.
5. Игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. (В вазе находятся листочки с названиями.)
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Сухие завтраки- колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.
Творческая работа родителей (приложение 6).
- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
- Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!
6. Заключительная часть.
- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос : «Игра-это…».
Рефлексия:
Метод «Сиквейн» : «Игра – это…»
Игра какая? (веселая, интересная, увлекательная, развивающая).
Игра что делает? (развивает, радует, обучает)
Фраза: игра помогает развиваться, и т. д.
Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
«Я начну, а вы продолжите»- Любая игрушка должна быть какой (ответы родителей)
1. эстетичной;
2. безопасной (в плане краски, качества материала);
3. развивать;
4. развлекать ребенка;
5. доступной.
Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!