Наталия Климова
Педагогические чтения «Социализация детей старшего дошкольного возраста через духовно-нравственное развитие и воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: 26.02.2019
Педагогические чтения – 2019
«Социальные, психолого – педагогические правовые аспекты жизнестойкости
как фактора социализации личности»
Социализация детей старшего дошкольного возраста через духовно – нравственное
Публикация «Педагогические чтения „Социализация детей старшего дошкольного возраста через духовно-нравственное развитие и воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Подготовил:
Н. С. Климова,
Воспитатель
В дошкольном возрасте происходит активное накопление ребенком нравственного опыта и обращения к его духовной жизни. Это период, когда расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Стремясь стать взрослым, ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, нормы и правила поведения. Таким образом, дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, его вхожденияв культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Одной из целей социализации является формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в процессе реализации социокультурных практик является одной из задач ФГОС ДО.
Взаимодействие ребенка с элементами духовной культуры, направленное на становление его внутренней системы духовных ценностей, происходит в процессе духовно - нравственного воспитания и развития. Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством духовно-нравственного воспитания и развития, педагог добивается осознанного и охотного выполнения детьми социальных норм и правил поведения в обществе. Таким образом, систематическое духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Поэтому создание и развитие условий для духовно – нравственного воспитания и развития детей стало одной из основных задач образовательной деятельности педагогов нашей группы.
Успешное решение той или иной задачи во многом зависит от созданной развивающей предметно- пространственной среды в группе. В нашей группе оформлены Центры развития, включающие в себя дидактические материалы и атрибуты, в первую очередь обеспечивающие ознакомление ребенка с семьей и ближайшим окружением.
Например, с целью осознанного принятия личностью ребенка традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области и страны в группе оформлен Центр патриотического воспитания. В этом Центре дети могут рассматривать книги, иллюстрации, предметы декоративно – прикладного творчества народов России, совместно с педагогом знакомиться с произведениями художественной литературы и фольклора, с историей и символикой родного города, области и страны.
В Центре познавательного развития представлены дидактические игры, направленные на ознакомление детей с ближайшим окружением (семьей); народами, населяющими Россию и Урал, особенностями их образа жизни, народных костюмов и занятий; историей создания и развития предметов быта, историей России и Урала, родного города; государственными праздниками.
В Центре сюжетно – ролевых игр представлены такие атрибуты, как предметы труда различных профессий, предметы домашнего обихода (предметы древности и современности, предметы и отличительные знаки различных видов войск, костюмы для театрализации.
Также педагогами группы оформлены картотеки подвижных игр народов Урала, форм устного народного творчества (потешки, заклички, загадки, крылатые выражения, пословицы и поговорки народов Урала).
Я считаю, что представленная организация предметно – пространственной среды позволяет ребенку развивать элементарные представления о себе, своей стране, Родине, о природном и социальном мире, в котором он живёт.
Для ознакомления детей и расширения их представленийожизни и бытерусского народа, предметах обихода и домашней утвари, орудиях труда в группе совместно с родителями был разработан и реализован проект «Волшебная нить».
В рамках данного проекта дети и родители принимали участие в выставках совместных работ, изготовленных из различных тканей, пряжи, ниток. В совместной образовательной деятельности дети и взрослые совместно создавали такие поделки из текстиля, как «Колокольчики», «Портрет для мамы», «Домик для куклы». При участии родителей была организована экскурсия в краеведческий музей. Результатом реализации данного проекта стало создание в группе мини-музея «Волшебная нить», где участники образовательных отношений имели возможность познакомиться с историей создания экспонатов, технологией их изготовления, историей и традициями «текстильных игрушек».
Реализация проекта позволила детям овладеть основными культурными способами деятельности, создать условия для проявления их инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, установления доброжелательных взаимоотношений между участниками образовательных отношений, привлечения родителей к образовательной деятельности в детском саду.
Одним из важных условий духовно - нравственного воспитания и развития является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
С целью приобщения детей к культуре, быту и традициям народов Урала, воспитанники нашей группы совместно с родителями приняли участие в таких фольклорных праздниках и развлечениях, как «Этой ярмарки краски…», «Зимние забавы» и «Потешная ярмарка». Праздники всегда вызывают у детей наибольший интерес и являются не только средством развлечения, но и позволяют обогащать впечатления и представления детей, активизировать процесс их восприятия, который создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.
Традиционным мероприятием стало проведение тематического развлечения «Масленица». Во время развлечения дети совместно с персонажами принимали участие в русских народных играх, пели частушки и народные заклички, водили хороводы и сжигали чучело Зимы, тем самым привлекая Весну.
Использование педагогами в процессе праздников и развлечений народных игр, которые являются национальным богатством, позволяет знакомить детей с духовным наследием народа, развивать эмоциональную сферу ребенка и его речь.
С целью укрепление детско – родительских отношений и формирования у дошкольников ценностного отношения к близким людям, повышения ответственности родителей за воспитание своего ребенка, сплочения членов семьи совместно с педагогом-психологом в группе проводились акции «Солнце семейных традиций», «Осенние пожелания», «Письмо мамочке», «Ёлочка желаний». Акции проводились в игровой форме, что вызывало необычайный энтузиазм у детей. С их помощью родители становились ближе ксвоим детям, происходило сплочение семьи, формировалось ценностное отношение к близким людям, а дети - получали позитивную обратную связь от родителей, ощущали любовь, нужность и так необходимую им поддержку.
Для организации познавательно – исследовательской деятельности детей, расширения их представлений об окружающем мире была организована и проведена акция «Такие ли мы разные?». Для проведения акции родителям вместе с детьми предлагалось подготовить пословицы и поговорки о дружбе между людьми, мире на земле, обсудить их значение и довести до уровня понимания ребенка. Во время проведения акции взрослые совместно с детьми обсуждали и делились своими высказываниями о дружбе, мире, нациях. Результатом проведения акции стало создание коллективного макета «Хоровод «Дружба народов».
В рамках празднования Дней воинской славы в России (23 февраля, 9 мая) совместно со вторым педагогом группы был разработан и реализован проект «Этих дней не смолкнет слава». Проект включал в себя совместное участие детей, родителей и педагогов в тематических мероприятиях различного уровня.
Так, сборная команда группы (дети и родители) приняла участие в ежегодной военно-спортивной игре «Зарничка» в детском саду. Игра проходила в три этапа - «Смотр песни и строя» в детском саду,«Боевое задание» и «Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки» в лесопарковой зоне. Традиционно «Зарничка» проходит при участии представителей городской общественной организации «Ассоциация «Спецназ». Также дети и родители приняли активной участие в городской спортивной игре «В поисках военной тайны». Участие в подобных мероприятиях учит детей преодолевать препятствия и возникающие затруднения, действовать в команде для получения определенного результата, совершенствуются навыки физической подготовки и развиваются физические качества личности.
Обязательными мероприятиями проекта для участников образовательных отношений стали экскурсии в Музей боевой славы Средней школы №3, библиотеку имени С. Я. Маршака и Обелиску синарским трубникам, погибшим во время ВОВ. Во время экскурсий для детей были подготовлены рассказы о суровых военных днях, о подвигах советских солдат в годы Великой Отечественной Войны. Во время экскурсии к Обелиску дети рассказывали стихи о войне и Дне Победы, возлагали цветы погибшим войнам, почтили память погибших Минутой молчания.
Итоговым мероприятием реализации данного проекта стало участие детей в конкурсе музыкально- литературных композиций «Времён связующая нить…» в детском саду. Совместно с родителями и педагогами дети представили для обсуждения членам жюри композицию «Этих дней не смолкнет слава».
Реализация проекта позволила педагогам формировать у детей положительное отношение к миру, интерес к причинно – следственным связям между явлениями, элементарные представления из области истории Отечества, расширить знания детей об окружающем социальном мире, стать родителям воспитанников полноправными участниками образовательной деятельности.
Необходимо отметить, что процесс духовно – нравственного воспитания и развития ребенка невозможен без участия родителей – первых воспитателей. Приобщение родителей к различным мероприятиям по духовно – нравственному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста способствует актуализации потребности родителей в совместной деятельности с детьми, повышению их компетентности в приобщении детей к культуре родного города, края, страны, активному участию в организации экскурсий и досуговых мероприятий.
Духовно - нравственное воспитание и развитие дошкольника - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В процессе духовно – нравственного развития и воспитания происходит взаимодействие ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление его внутренней системы духовных ценностей.
На современном этапе развития общества важность духовно – нравственного воспитания и развития огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Поэтому задача педагога – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей большой и малой Родиной.