Хабиба Енамукова
Педагогическая находка «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением набора «Дары Фребеля»
▼ Скачать
Моя педагогическая находка
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением набора «Дары Фребеля»
Разрешите представиться:
Я, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №8 «Жъогъобын» а. Егерухай Кошехабльского района Енамукова Х. А.
Публикация «Педагогическая находка „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением набора „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Сегодня, я представляю вашему вниманию мою педагогическую находку «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с применением набора «Дары Фребеля»
Фридрих Фребель, немецкий педагог, известен как создатель первого детского сада. Важнейшим фактором воспитания Ф. Фрёбель считал игру, а развитие речи ребенка рассматривал как часть умственного и социального развития.
В совместной деятельности с детьми по развитию речи, для закрепления знаний и умений детей, я использую разнообразные дидактические, игровые материалы, среди которых особо хочу выделить набор «Дары Фребеля», который полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева, хлопка, что безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Благодаря им, я могу интегрировать все пять образовательных областей и помогать детям закреплять новые знания и умения, играя, а самое главное развивать детскую инициативу.
В состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, но у нас в детском саду имеется пока 6 модулей.
Модуль 1 «Шерстяные мячики» Набор состоит из 7 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, голубых, оранжевых и зеленых. На 7 мячах есть специальная петелька для подвеса.
В самом раннем возрасте первой игрушкой ребенка, как считал Ф. Фребель является мяч, он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Выбирая любой мячик мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. Мячики можно кидать, ловить, тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений. С учетом возраста детей и программных задач цветные мячики можно использовать во всех возрастных группах.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре зависит успешность деятельности, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В старшей группе я использую цветные мячики на занятиях по развитию речи.
По обучению грамоте, для визуального восприятия слова, использование цветных мячиков способствуют запоминанию гласных и согласных звуков в слове.
В игре «Выложи звуковую схему слова»
Цель игры: учить выполнять звуковой анализ слова.
Я предлагаю ребенку картинку и прошу назвать, что на ней изображено. Перечислить по порядку последовательность звуков в этом слове и выложить схему цветными мячиками (синий цвет – согласный, красный – гласный, зеленый – мягкий согласный). В результате использования этой игры, закрепляются умения различать гласные и согласные звуки в слове.
С целью формирования грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания использую игру «Волшебный мешочек»
Ребенку предлагаю достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: например, зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море. В этой игре я закрепляю умения детей подбирать к прилагательным существительные.
Для обогащения словаря использую игру «Ассоциации».
Цветные мячики раздаю детям, предлагаю передавать мячики друг другу со словесным сопровождением. Например : «Я хочу подарить тебе зеленую травку…желтое солнечное настроение…».
В этой игре дети закрепляют умения составлять полные предложения.
Модуль 2 «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
Данный модуль я использую в игре «Засели домик», здесь закрепляется сенсорный опыт ребенка, представления о геометрических формах и фигурах, умение классифицировать по признакам.
Цель: формирование пространственного восприятия, умение высказать свои суждения предложениями.
Предлагаю заселить домик геометрическими фигурами по определенным правилам: на каждом этаже живут геометрические фигуры одной формы, но разного цвета. В итоге ребенок предложениями высказывает, как заселил свой домик.
Модуль 3 – ФИШКИ. Это комплект мелких деталей 6 цветов.
Игра «Составь число»
Цель: Закрепление умений составлять число из двух меньших чисел.
Даю детям задание: составить число с помощью фишек, расположить фишки одного цвета слева, а другого справа. После выполнения задания уточняю, как они составили число. Так мы закрепляем состав числа.
Модуль 4 – ПАЛОЧКИ. Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины
Игра «Волшебные палочки»
Цель: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
Первые занятия с палочками полностью творческие, выкладываем знакомые рисунки, после уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
Модуль 5– КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА Деревянные детали имеют разный диаметр
Игра «Укрась элемент национальной одежды (нарукавные подвески) орнаментом.
Игра «Укрась дымковскими узорами лошадку»
Цель: знакомить детей с национальным (адыгским) и с другими видами декоративно-прикладного искусства.
уметь украшать элементы национальной одежды орнаментом и силуэты дымковской игрушки узорами по мотивам народной декоративной росписи.
Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.
В старшей группе, приобщая детей к народному творчеству, национальной культуре адыгов, знакомя с деталями женского и мужского костюмов, знакомлю и с узорами (орнаментом, которыми украшают костюм. Особой красотой отличаются нарукавные подвески женского костюма, украшенные более сложным рисунком узора орнаментом. Моим воспитанникам нравится украшать детали одежды, составлять орнаменты деталями игрового набора Фребеля.
Также для закрепления знаний о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи, предлагаю детям составлять узоры на карточках с изображением дымковской игрушки, учу подбирать элементы дымки в сочетании с цветом и орнаментом.
Модуль 6 «Сказочный мир»
Для развития связной речи детей, я использую игровые наборы Фребеля серии «Сказочный мир» как для разыгрывания сказки самостоятельно, так и для использования их в непосредственно-образовательной деятельности.
Это дает ребенку дополнительный импульс для развития воображения, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков, и, конечно же, речи. Коллективно разыгрывая сказочный сюжет, дети не только лучше запоминают и усваивают содержание сказки, но и учатся моделировать, т. е. замещать персонажи сказки геометрическими фигурами.
Игра «Любимые сказки»
Цель: Умение замещать персонажей сказки геометрическими фигурами, т. е. моделировать сказку игровым набором Фребеля.
Таким образом, использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно во всех возрастах. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи.
Отмечу, что с началом применения «Даров Фребеля», в процессе развития речи, у моих воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выделять звуки в словах.
В заключение хочу сказать, что можно по-разному относиться к той или иной методике развития речи детей. На мой взгляд, педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись.
Именно поэтому, я могу сказать, что «Дары Фребеля» – это находка для меня!