Анна Николаевна Левина
Дидактический логоорганайзер для взаимодействия с родителями и специалистами
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит: Порядок - душа всякого дела!
Публикация «Дидактический логоорганайзер для взаимодействия с родителями и специалистами» размещена в разделах
В моей работе, это ведущий принцип, который помогает построить образовательный процесс с детьми ОВЗ логично и эффективно.
Разрешите представить Вашему вниманию мою педагогическую находку "Логопедический органайзер".
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями развития имеет особую специфику, которая проявляется в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
В работе с детьми ОВЗ мне необходимо много дидактических материалов, но специфика работы не предполагаем наличие всего спектра пособий в визуальном доступе детей, это отвлекает, переключает внимание.
Поэтому возникла необходимость систематизировать дидактический материал таким образом, чтобы они всегда были под рукой и в то же время не отвлекали детей от обучения.
На помощь пришла идея логопедического органайзера, почему органайзер, именно в нем материал можно расположить согласно этапам занятия. Вводный - игрушка, открытка, дидактическая игра, карта и т. д. Разминка - оборудование для пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, кенезиоупражнений. Изучение основной темы - карточки, картины, дидактические игры, книги. Заключительная часть - работа с органайзером на рефлексию. Какое упражнение понравилось? Какое было самым трудным? Какое самым полезным? Что поднимало настроение?
Органайзер можно разместить как в доступе детей, переходить к каждому следующему этапу занятия убирая предыдущий материал в карман органайзера и вынимая новый для реализации следующего этапа. Так и убрать из поля зрения детей, распосожив органайзер на внутренней стороне двери шкафа. В этом варианте использования новые пособия появляются дозировано, доступ к ним имеет только моя рука, при этом найти все необходимое легко, даже на ощупь.
Пособия, которые я использую на занятиях очень яркие, красочные, поэтому органайзер должен быть нейтральным, не фокусировать на себе внимания, это способ организации деятельности, акцент сохраняется на самом оборудовании и работе с ним.
Моя педагогическая находка позволяет мне организовать субъект - субъектное взаимодействие с ребенком. Воспитанник сам может поучаствовать в создании своего следующего логопедического занятия. В начале это выбор между двумя вариантами, (Мы поедем в путешествие, или я буду корреспондент и возьму у тебя интервью). В качестве разминки, мы проведем гимнастику для ума или поиграем с пальчиками? Составим рассказ по картине, или придумаем сказку по схеме? В заключении поучимся писать или смастерим букву с которой мы познакомились). Дети сами выбирают чем наполнить органайзер и приходят на следующее занятие с увлечением, потому что сами стали его создателями.
Далее овладев принципами работы с органайзером ребенок сам предлагает чем наполнить каждый карман, а я как педагог имеющий свои задачи, корректирую выбор ребенка в нужном направлении.
Часто мне необходимо прийти на консультирование или на диагностику во второй корпус сада, в этом случае так же выручает логоорганайзер, формируется диагностический материал, как правило по речевым проблемам заявленным педагогами, сворачивается органайзер и в группу я прихожу со своим материалом, через минуту я готова ко взаимодействию с ребенком.
В работе с коллегами и родителями мне помогает вторая часть моей педагогической находки адресный органайзер, который устроен по принципу адвент календаря. Каждый кармашек промаркирован аппликацией, дети и родители знают свои условные обозначения, педагоги подписаны направлениями работы (воспитатель, дефектолог, музыкант). В детские кармашки я помещаю пособия, дидактические игры, карточки с заданиями, консультации для родителей, приглашения на беседу.
В педагогические отделы могу поместить профессиональный вопрос, просьбу, консультацию по запросу, задания на индивидуальную работу с воспитанником, пособие работа с которым прописана в тетради взаимодействия.
Дети, педагоги и родители легко ориентируются в органайзере, всегда знают где получить обратную связь. Удобен этот способ коммуникации при разнице рабочего времени с другими специалистами.
Я думаю моя педагогическая находка будет интересна всем как педагогам, так и специалистам, организовать и систематизировать весь необходимый материал для занятий сложно и часто на продумывание его пространственного расположения уходит много времени, в случае использования органайзера необходимо его наполнить и найти место, где он всегда будет под рукой.
В перспективе я хотела бы создать органайзеры по педагогическим технологиям (нейротехнология, мнемо техника, синквейн). В моей работе такая систематизация оборудования будет полезна.