Оксана Беляева
Педагогическая мастерская «Воспитание экологической культуры дошкольников через активное исследование и игровые формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры дошкольников
через активное исследование и игровые формы.
Ребенок-сама природа.
Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной –
самой природой, самой сутью того, что вокруг меня.
Ребенок – это начало всех начал.
Он и бог, и природа и суть Вселенной,
и поэтому я ребенка такого люблю, знаю его природу
и сотрудничаю с ним,
Публикация «Педагогическая мастерская „Воспитание экологической культуры дошкольников через активное исследование и игровые формы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба».
Ш. А. Амонашвили.
Природа – это всё существующее на Земле. Классическое определение экологии - наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Экология в детском саду – это не наука, а взаимоотношения ребенка с природой. Инновационный калейдоскоп по воспитанию экологической культуры, в нашем случае рассматривается как внедренные в образовательный процесс новшества, обеспечивающие яркую эмоциональную окраску и качественный рост знаний детей в вопросах экологической просвещенности и культуры, позволяющий ребенку фантазировать, обдумывать и анализировать данную проблему.
Для дошкольного воспитания актуальной можно считать цель:
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим её, и, кроме того, отношения к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи, вытекающие из данной цели:
Образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
Воспитательные — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающие — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Принципы воспитания экологической культуры :
-краеведения;
-«позитивного центризма»;
-природосообразности;
-научности и доступности понятий;
-«спирали»;
-метапредметности и интеграции содержания;
- от простого к сложному.
В своей работе я стараюсь придерживаться экологических заповедей :
- главнейшая из них – «соблюдение тишины»
(по определению Л. П. Симоновой,
-терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным,
- внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей,
- бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»).
При выполнении их, воспитание экологической культуры должно быть гармоничным и естественным.
Именно тогда будут решаться основные задачи экологического воспитания :
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе, развитие осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Инновационными формами являются игровые технологии и активная исследовательская деятельность :
Универсальный эко-календарь;
Экологические сказки;
Триз-технология;
Экспериментально-исследовательская деятельность в «Лаборатории природы»;
Экологический маршрут;
Музейная педагогика.
Инновация: познаем природу и животный мир родного края (Ивановской области) через эко-календарь Универсальный календарь был придуман и разработан в 2011 году. С января 2013 года календарь введен в эксплуатацию во 2 младшей группе «Солнышки» МБДОУ д/с 18 «Звёздочкаа». При работе с эко-календарем ребенок развивает и зрительную память и мелкую моторику рук. То есть происходит своеобразная интеграция коммуникации (развитие речи) и познания. Все фотографии представленные в УЭК сделаны в Кинешме, поэтому ребенок листая календарь закрепляет знания о природе и животном мире своего края. может использовать ручной креатив, составляя гипереалистичные изображения различных животных, что развивает у детей интерес и стремление к художественному творчеству. Помимо этого детям предоставлена возможность с помощью кистей рук научиться изображать театр теней, развивая мелкую моторику рук.
Инновация: призываем беречь природу через экологические сказки. Чтение и постановка экологических сказок формирует у детей дошкольного возраста навыки мыслительных действий прививая им стремление к анализу, в данном случае к экологическим проблемам. Воспитывать любовь к природе и стремление оберегать ее. По прочитанным сказкам можно провести образовательную деятельность по художественному творчеству, коммуникации, придумав другой конец истории, поразмышлять о том, что бы стало с героями. Традиционной стала для моих воспитанников «Театральная пятница»
Инновация: расширяем представление детей об окружающем мире через развивающие дидактические игры Разработка игровых полей с изображением уникальных памятников этно- культуры и музейных комплексов позволяют детям дошкольного возраста фиксировать в памяти яркие картинки живой природы родного края. Развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память и связную речь. Вместе с детьми мы создали игровые поля «Экоград», «Мир камня», «Эко-детский сад».
Широко в разных видах деятельности я применяю Триз-технологию. В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
Цель игр через ТРИЗ – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение.
Принципы ТРИЗ – технологии:
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
- Обязательная активизация творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра,
с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Детская исследовательская деятельность – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом.
Уровни реализации «исследовательского обучения» :
1. Педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно.
2. Педагог только ставит перед детьми проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно (возможен групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
В своей работе я использую следующие методы организации исследовательской деятельности :
- эвристические беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
- трудовые поручения, действия.
Свойства воды
Насекомые в природе
Воздух и жизнь
Условия для жизни растений
Животные детского сада
Аквариум и его подводный мир
Зимующие птицы
Наши зеленые друзья
Пернатые гости
Роль растений в жизни человека
Аптека на подоконнике
Огород на окне
Эко-мир детского сада
Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т. п.)
Мы пригласили природу в дом: Природа в доме.
Аквариумы в детском саду.
Инновационные формы работы с родителями
Инновация: прививаем бережное отношение детей к окружающему миру через объекты живой природы – проект «Экологический маршрут».
Инновация – музейная педагогика.
Любуемся, чувствуем, творим – создание шедевров для мини-музеев.
Используем в работе с детьми природный и бросовый материал для создания шедевров.
Художественно - продуктивная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей по двум направлениям.
1 направление: приобщению детей к красоте природы и искусству.
2 направление связано с развитием детского творчества.
При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для желания оберегать и сохранять неповторимую красоту окружающего мира.
Интернет – ресурсы:
Персональный сайт:
https://www.maam.ru/users/BelyaevaOksana18
E-mail :Oksana_Belyaeva37@mail.ru
Сайт МБДОУ д/с № 18:
https://portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kin_mbdou18/default.aspx
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.