Любовь Рожкова
Педагогическая мастерская «Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом «Делу – время, потехе - час».
Автор Рожкова Любовь Петровна, воспитатель высшей кв. категории.
Публикация «Педагогическая мастерская „Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша“» размещена в разделах
Сегодня очередное занятие нашей Педагогической мастерской. Мастерская состоит из двух частей: первая – теоретическая, вторая – практическая в виде мастер-класса. (Мастер-класс предполагает домашнюю подготовку. Из двухсторонней зеленой бумаги следует вырезать по три ладони папы, мамы и вашего ребенка. Используйте три листа. Небольшая подсказка: на каждом листе обводите по одной ладони мамы, папы и малыша. Всего должно быть 9 заготовок.)
1. Ребенок растет, познает предметный мир, явления природы, события своей жизни. Стремительно развиваются его познавательные способности. В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации. На основе ощущений развивается восприятие, а восприятие является фундаментом для мышления. Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с окружающим миром.
Поэтому необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия, поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.
Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Различают следующие виды восприятия :
- восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по форме;
- восприятие цвета,
-восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;
- восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения. Формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);
-восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
- восприятие движений тела – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;
- восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении;
- восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;
- восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи : взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных произведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.
Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Представлю вам базовую "программу" развития восприятия в возрасте от года до трех лет.
Формы
Различает по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал
Узнает знакомые предметы по форме
Группирует предметы по образцу
Сравнивает, прикладывая или накладывая предметы друг на друга.
Цвета
Различает основные цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий.
Узнает знакомые предметы по цвету
Группирует предметы по образцу
Сравнивает прикладыванием рядом
Величины
Различает большие и маленькие предметы
Группирует предметы по образцу
Сравнивает прикладыванием и наложением
Пространства
Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий (наиболее активный период – с момента прямо хождения ребенка);
Различает далекие и близкие расстояния.
Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади.
Времени
Различает время суток (день, ночь)
Движения
Различает простые движения, может повторить их вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, наклонить голову
Особых свойств
Различает температуру (горячо, холодно)
Поверхность (колючий, пушистый)
Плотность (твердый, мягкий)
Вкус (кислый, сладкий)
Запах (приятный, неприятный)
Звуки (знакомых предметов и голоса животных)
Целостного предмета. Узнает знакомые предметы по одному свойству или части предмета
Сложных явлений: Иллюстрации: Различает изображения отдельных предметов, их действия
Литературные произведения: Различает образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах
Отношения между людьми: Различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях
Действия: Различает движения, подражания
Музыка: Различает звуки, узнает знакомые звуки
(по материалам статьи Т. В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")
Наша с вами задача помочь ребенку в становлении его сенсорного развития. А это значит, что мы, воспитатели и родители, играя с малышом, читая ему и рассказывая, должны познакомить его со всеми видами восприятия. В наших силах сделать ребят успешными. Пусть их счастливое детство будет на пользу их будущему.
2. ]Переходим ко 2 части мастерской – к мастер-классу «Делу - время, потехе - час».
Данная работа будет способствовать сенсорному развитию наших деток. Скоро Новый год, у наших ребят предпраздничное настроение, и сейчас у нас есть возможность усилить его.
Прежде чем пригласить ребятишек, познакомлю вас с правилами нашей предстоящей работы. Сначала изготовим елку, заготовки для нее вы принесли из дома ( домашнее задание: три папиных ладошки, три маминых и три ладошки вашего малыша).
У вас будет по большому листу ватмана (А3) с изображением на нем конуса. На нем будем располагать вырезанные из зеленой бумаги ладошки. Нижний ярус – самые большие – папины. Затем средний – мамины, и верхний - самые маленькие – вашего малыша. Две ладошки располагаете вниз, а третью вверх пальцами – это будет макушка елки.
Предлагаю следующую последовательность работы: Ребенок по вашему указанию намазывает ватман клеем, приклеиваем только верхнюю часть ладошек (для объемности).
После изготовления елки клей берете вы, намазываете еловые лапы в нужном месте, а ребенок по вашему указанию наклеивает игрушки: большие и маленькие круги-шары, треугольники, квадраты. Пусть ребенок называет цвет.
В последнюю очередь клеем на макушку звезду. (Выдам ее позже, спросив, чего не хватает)
Эти елочки украсят ваш дом к Новому году, дома их можете дополнительно украсить. Кроме того они станут оберегом для вашего дома, так как в них собрана магия ваших рук и сердец, ведь получается, что каждый член семьи поучаствовал в ее изготовлении.
Заканчивается мастер-класс хороводом «Маленькой елочке холодно зимой». Дети держат в руках поделки, идут с родителями по кругу и поют:
Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой – 2р
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых – 2р
Сколько под елочкой маленьких ребят,
Топают, хлопают, весело кричат – 2р
Елочка, елочка, яркие огни,
Синими бусами елочка звени -2р
Встанем под елочкой в дружный хоровод,
Весело, весело встретим Новый год. -2р