МААМ-картинки

Педагогическая мастерская «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо».

Любовь Рожкова
Педагогическая мастерская «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо».
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая мастерская

Тема: «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо»

Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне».

Программное содержание:

• Основы нравственного воспитания дошкольника.

• «Можно», «нельзя», «надо» - первые нравственные понятия.

• Культура поведения как выражение нравственной воспитанности дошкольников.

• Методы нравственного воспитания, их гуманность и комплексность в применении:

Публикация «Педагогическая мастерская „Азбука нравственности, Можно, нельзя, надо“,» размещена в разделах

*методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения, - упражнение, пример, наблюдение, показ и др.

*методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок, - беседы, чтение художественной литературы и др.

*причины появления у детей эгоизма, чувства исключительности, избалованности, жадности и др.

Сегодня очередное занятие нашей Педагогической мастерской Работа мастерской будет строиться следующим образом: 1 часть теоретическая – поговорим об основах и методах нравственного воспитания дошкольника, 2 –практическая - анализ педагогических ситуаций и 3 часть – мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне»

1. Основы и методы нравственного воспитания дошкольника

Нравственное воспитание – это активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Дошкольный возраст – ответственный период в нравственном становлении личности. При целенаправленном воспитании к концу дошкольного возраста у детей формируется нравственные чувства и сознание, нравственные привычки и умение выполнять правила поведения.

«Нельзя» - первое нравственное понятие, регулирующие поведение ребенка. С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь взрослых. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети в возрасте до года. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.

Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь следует не упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно - «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих.

Методы, обеспечивающие создание у детей

практического опыта общественного поведения

, то есть культуру поведения, - это упражнение, пример, наблюдение, показ и др.

В повседневном общении с взрослыми и сверстниками ребенок учится культуре поведения. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Важно не упустить это время – время нравственных задач. От этого зависит, какой личностью станет ребенок.

Правила поведения и общения малыш усваивает в различных ситуациях: на улице, в транспорте, в магазине, в детском саду, в гостях. Важно пояснять ребенку увиденные ситуации, объяснять и обговаривать поступки, поведение свои, а также и других людей.

Формы поведения маленький человек начинает усваивать прежде всего по подражанию близким людям, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка их пример?

Методы, направленные на формирование у детей

нравственных представлений

, суждений, оценок, - беседы, чтение художественной литературы и др.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, могут отличить хорошие поступки от плохих. Каждое морально-этическое понятие – правдивость, доброта, справедливость и др. – имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка. Формировать у детей такие качества необходимо повседневно как в детском саду, так и в семье.

Приемы воспитания нравственно-этических чувств: понятие о доброте, честности получают из бесед о конкретном поступке ребенка.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у ребенка сами по себе, его нужно учить этому, побуждать к проявлению внимания и заботы. Большую ошибку допускают родители, когда не требуют ответного внимания к себе, если не формируют у него чувство долга перед близкими и окружающими его людьми. Добрые чувства нужно пробуждать. Надо учить ребенка умению разделять радость другого. Так как малыш еще не способен быть счастливым от того, что другому хорошо. Важно, чтобы наши дети не были потребителями, чтобы сами умели быть творцами радостей для других. Чувства детей надо воспитывать, иначе вырастут они бездушными.

Родительская любовь требует мудрости, которая проявляется в сочетании, ласки и строгости, снисходительности и непримиримости. С самых ранних лет надо воспитывать дисциплину желаний, чувство меры. Чувство меры проявляется в сочетании желаний и возможностей, разумном их удовлетворении, требовательности к людям и к себе самому. Не следует ставить ребенка в исключительные условия, надо малыша учить делиться всем, что у него есть, делить все поровну между всеми членами семьи, проявлять нетерпимость к поступкам детей, порождающим жадность.

Причины появления у детей эгоизма, чувства исключительности, избалованности, жадности и др. Иногда родители преподают урок жадности, изворотливости и если подобные уроки становятся системой, то у ребенка эти качества могут закрепиться

Детская избалованность… Где искать ее причины? Чаще всего причина в том, что взрослые не умеют регулировать и дозировать детские удовольствия. Со временем все это становится одной из серьезных причин трудностей воспитания. У ребенка формируется эгоизм, потребительское отношение к близким. Часто такой ребенок привыкает лишь за подарок одаривать близких послушанием, делать признания в любви, оказывать внимание, заботу, проявлять самостоятельность.

В других семьях ребенка не задаривают, но и не предъявляют к нему должной требовательности. В результате создаются условия для проявления детьми своеволия, непослушания, упрямства, капризов.

Есть семьи, где ребенка освобождают от любых усилий, его кормят, одевают, в этом случае подавляется его природная активность, и растет он безынициативным, беспомощным. Начинает командовать окружающими: «дай», «принеси», «одень». Воспитание идет на

восторгах, ребенка хвалят, он и красивее, и смышленее. Постепенно

возникает чувство исключительности, превосходства, ложной

уверенности, что ему все дается легко, что он все знает. Вырастает

потребитель, эгоист.

Детская избалованность, по мнению некоторых родителей,явление безобидное, они думают, что ребенок подрастет, и все нежелательные черты исчезнут, но, к сожалению, они выпускают из виду, что с возрастом любая черта укореняется, а способы отношений, которые ребенок приобретает в семье, в дальнейшем переносятся за пределы семейного круга. Перевоспитание избалованного ребенка - дело сложное, трудоемкое, всегда требующее от взрослых терпения и времени. Главная трудность в том, что перевоспитание приходится начинать с взрослых, с перестройки отношений «родители - ребенок».

2. Анализ педагогических ситуаций.

Предлагаю родителям разделиться на три подгруппы, каждая получает педагогическую ситуацию для обсуждения. В завершение этой работы делаю вывод.

Ситуация № 1

В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Они сели на свободное место для пассажиров с детьми, и папа, положив руку за спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек ресниц продолжал наблюдать за дорожными событиями… Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под папиной руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала сына к сиденью.

-Сиди! – приказал он, не открывая глаз.

-Так я, чтобы уступить…

А я сказал – сиди! – повторил отец.

Мальчик покорно осел и, посмотрев в бесстрастно дремлющее лицо папы, громко сказал:

- А в детском саду Майя Васильевна говорит, чтобы мальчики…

-Ты помолчать можешь! – прерывает его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться… Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул:

-У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

ОБСУЖДЕНИЕ

Объясните реакцию мальчика. Чье, по вашему мнению, влияние сказалось на его поведении? Проанализируйте поведение отца, его пример и его наставления сыну с позиций нравственности. Считаете ли вы, что отец прививает сыну культуру поведения и черты присущие мужчине?

Ситуация № 1 Вывод:

Видим отсутствие единства требований к ребенку. Принято считать: по отношению мужчины к женщине судят о нравственном здоровье общества. Это проявляется во всех сферах человеческих отношений, в том числе и культуре поведения в общественных местах. Формы поведения маленький человек начинает усваивать, прежде всего, по подражанию близким людям, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему важно взрослым важно обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш пример.

Ситуация № 2

Мальчику шестой год. Но он еще не знает, что, помимо понятия «можно», существуют и такие, как «нельзя» и «надо». Он усвоил, что его желание – закон для взрослых. Чем накормить, что одеть, где гулять, какую игрушку купить – все зависит от его желания. Взрослые не замечают, что ни они, а он руководит ими. «Ребенок растет с сильным характером», - говорит отец при сыне. Бабушка не устает повторять: «Такой развитый ребенок! Своим остроумием заткнет за пояс всех своих сверстников».

Ему многое разрешается, подчас больше, чем требует того здравый смысл. Часто в семье можно увидеть такую картину: игрушки, книги, обувь разбросаны по всей квартире, стулья перевернуты, на обеденном столе груда вещей, а из-за них Игорь целится из пистолета в воображаемого врага. Наигравшись, он садится смотреть телевизор.

Наблюдавшая за этим соседка удивленно спросила:

-А кто же порядок будет наводить?

-А бабушка на что? – отвечает бойко Игорь – Она! Она у нас все убирает.

- Ты разве бабушке не помогаешь? Разве за собой не убираешь?

-Я – убирать! – удивляется мальчик. После паузы говорит:

-Я - командир, а бабушка - мой адъютант…

-Очень смышленый и остроумный не по годам, - говорит бабушка и начинает убирать вещи.

Воспитанный в обстановке вседозволенности, умиления, восхваления его воображаемых достоинств, мальчик усвоил, что все ему достается легко и просто. С таким багажом представлений он переступил порог школы, и последовали первые маленькие трагедии. Обычные требования школьной жизни – подчинить свое «я» коллективному «мы»; поступиться личным «хочу» общественному «надо»; уважать слово учителя, выполнять домашние задания – оказались непосильной тяжестью.

-Кто бы мог подумать, что наш Игорек, такой развитый и смышленый, будет плохо учиться, - недоумевают родители и тут же находят причину: не повезло с учительницей…

ОБСУЖДЕНИЕ

Чем можно объяснить поведение ребенка? В чем заключается ошибка родителей в воспитании сына? Какие нежелательные черты могу сформироваться у ребенка при таком воспитании? Каковы причины избалованности ребенка? Необходима ли здесь требовательность? Должны ли быть у ребенка в семье обязанности?

Ситуация № 2. Вывод

:

Здесь система взаимоотношений, когда одна сторона дает, а другая только берет, это прямой путь к формированию потребителя, эгоиста.

Ситуация № 3

Светлана (6 лет) разделила свой праздничный подарок на четыре равные части: старшей сестре – школьнице, маме, папе и себе. Каждому досталось очень мало. И вот девочка уже, кажется, сожалеет о своем поступке. На лице растерянность. Она уже готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро только что разделила между близкими.

Но мама рядом. От нее не ускользает выражение растерянности на лице дочери; чтобы предотвратить назревающую отрицательную развязку, мама говорит:

-Светлана поступила, как добрый человек.

У девочки меняется выражение лица: разочарование сменяется доброй улыбкой. Она радуется тому, что поступила правильно.

ОБСУЖДЕНИЕ

Охарактеризуйте прием взрослого. В чем его эффективность, чего этим приемом добивается мать Светланы? Как бы поступили вы в данном случае?

Ситуация № 3. Вывод:

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения. В данном случае сказанное мамой – «поступила как добрый человек» - явилось стимулом положительного поступка ребенка. Высказанное одобрение пробудило у девочки здоровое самолюбие, желание совершать хорошие поступки.

Публикации по теме:

«Чем занять ребенка на новогодних каникулах?» Рекомендации для родителей Совсем скоро наступит всеми любимый и долгожданный праздник новый год. За праздничной суматохой родителям важно не забыть о своих детях.

Фотоотчет с выставки «Не надо елочку рубить, можно елку смастерить!»Фотоотчет с выставки «Не надо елочку рубить, можно елку смастерить!» Ни один Новый год не обходится без елки, каждый наряжает и украшает ее так, как ему нравится. Кто - то любит настоящую живую елочку, с запахом.

Консультация «Как занять ребенка спортом?» Сентябрь – горячая пора: и начало учебы, и время выбирать подходящий вид спорта, ведь именно в начале осени идет набор в спортивные секции.

Консультация «Чем занять ребенка дома» Консультация: «Чем занять ребёнка дома» Будни ребёнка в семье насыщены. Насыщены делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка весной на улице»Консультация для родителей «Чем занять ребенка весной на улице» Чем занять ребенка весной на улице. Весна приносит много радости, тепла и солнца. Дети радуются каждой луже, каждой зеленой травинке. Чем.

Консультация для родителей «Маленький повар, или Чем занять ребенка на кухне»Консультация для родителей «Маленький повар, или Чем занять ребенка на кухне» Чем больше ребенок что-то делает своими руками (пальчиками, тем лучше протекает развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше будет.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома» Чтобы ребенок нормально воспитывался, нужно всегда помнить о его существовании и всегда знать, чем он занят. Утром дома, в выходные дни,.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка 2–3 лет дома» Консультация для родителей «Чем занять ребенка 2-3 лет дома» Уважаемые родители! Вечера будних и выходные в жизни вашего ребенка всецело.

Поведенческая игра «Можно и нельзя» Игра «Можно и Нельзя» Любимое слово детей в любом возрасте "дай"или "хочу", они не задумываются о том что нельзя, для того чтобы детки поняли.

Тематическая прогулка по социально-коммуникативному развитию «Что можно, что нельзя» Программное содержание: уточнить знания детей о ядовитых ягодах и грибах, о насекомых; дать представление о правилах поведения во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо».
Опубликовано: 19 марта 2016 в 18:38
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая мастерская «Азбука нравственности. Можно, нельзя, надо».» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Рожкова (УИ 559724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД