Шагинова Елена Александровна
Опыт работы педагогов ДОУ по приобщению детей и родителей к чтению художественной литературы дома
▼ Скачать + Заказать документы
Возрождение традиций семейного чтения посредством организации детской библиотеки в детском саду.
Воспитатели Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»
Шагинова Е. А,Желтова С. А.
«Каждый по-своему воображает рай,
мне он с детских лет представлялся библиотекой»
Хорхе Луис Борхес
В современном мире многие считают, что чтение книг не обязательно, информацию можно получить из других источников: интернет, телевидение. Да, это верно: компьютер позволяет быстро найти нужную информацию, но заменить книгу, мы считаем, он не сможет никогда.
Публикация «Опыт работы педагогов ДОУ по приобщению детей и родителей к чтению художественной литературы дома» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Ведь общение с книгой, это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. У каждой книги есть свой запах, свой цвет, у каждой по - особому шуршат страницы. Чтение книг развивает воображение, доставляет радость и удовольствие, заставляет думать и переживать.
Как ребенка приучить к книге?
«Книга входит в жизнь ребенка через взрослого. Взрослый – проводник в мир культуры, и если проводник будет никудышным, тогда и результат будет никакой» - говорит Татьяна Дмитриевна Яковенко –доцент, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ, научный консультант, который оказывает нам огромную помощь в вопросах ознакомления дошкольников с детской художественной литературой.
Читающий ребенок начинается в семье, здесь любовь к чтению прививается самым быстрым и результативным путем – через благотворный пример взрослых.
Из года в год мы стремимся возродить традицию семейного чтения, что крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! Крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей, и мырешили помочь организовать работу с книгой в нашей группе.
Наша работа по возрождению традиций семейного чтения началась с того момента, когда мы впервые с мальчиками и девочками сходили в детскую библиотеку. Ребята, в ходе беседы со старшим библиотекарем, узнали, что книги можно брать домой и читать. Это их очень заинтересовало. Но есть ли у родителей время, чтобы сводить ребенка в библиотеку, записать его, выбрать книгу по интересу ребенка, прочитать и найти время вовремя вернуть в библиотеку? Процесс для многих родителей «нереальный»,говорят они.
Мы решили создать семейную библиотеку в группе. Наша библиотека представлена двумя стеллажами в группе:в первом хранятся все книги, разбитые по жанрам и писателям, второй стеллаж тематический – представлены книги по тематике недели, отобранные детьми совместно с воспитателем.
Семейная библиотека расположена в приемной. Отбором и выставлением книг занимается дежурный библиотекарь – эту почетную обязанность исполняет ребёнок, который проявляет устойчивый интерес к книге. Он учитывает предпочтения товарищей, свой интерес и книги, предложенные воспитателем. Смена книг происходит каждую неделю. Если в семейной библиотеке читатели не нашли книгу по своему интересу, они могут пройти в группу и взять любую книгу в большом стеллаже.
Каждая семья имеет свой читательский билет. Запись книги в читательский билет происходит наклеиванием шаблона обложки книги, по возврату книги библиотекарь наклеивает в читательский билет рядом с обложкой смайлик.
В читательских билетах можно увидеть, какие книги, в каком месяце прочитала семья воспитанника. Просматривая читательские билеты, мы больше узнаем семью, их предпочтения и взаимоотношения.
В нашей библиотеке на данное время проживает около 600 книг. Достойное место на полках занимают книги, созданные детьми совместно с родителями и с воспитателями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумали и проиллюстрировали сами. Присутствуют книги, которые рождались в ходе проектов «Родная улица моя», серия книг «Растительный и животный мир природных зон», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др.
Не сразу все дети и родители проявили желание брать книги домой и читать совместно. Как же, чем же мотивировать некоторых родителей и детей? Оказалось не просто, но возможно и положительно результативно. В этом нам помогли объявления-рекомендации для родителей, которые мы писали перед каким-либо мероприятием. Например, перед викториной, посвященной творчеству Ю. Мориц, мы предлагали познакомить детей с произведениями этой замечательной писательницы. Родители брали книги в семейной библиотеке и читали дома детям. Выставки книг, посвященные творчеству писателей, так же способствуют проявлению интереса к чтению с мамой или папой. Книги, которые были прочитаны в группе воспитателями и очень понравились детям, успешно разбираются по домам. После прочтения произведений дошкольники делятся впечатлениями в группе, приносят продукты творческой деятельности.
На вопросы родителей : «Что почитать детям?» рекомендуем списки произведений детской художественной литературы в соответствии с возрастом. Параллельно информируем родителей о том, что читаем и будем читать в группе.
Со временем возникла потребность открытия в семейной библиотеке полочки для взрослых, где будут находиться книги, помогающие родителям в воспитании и развитии детей. В библиотечке для взрослых представлены речевые, подвижные и интеллектуальные игры, познавательные сказки и рассказы, литература по художественно-эстетическому развитию дошкольников и многое другое.
Родители наших воспитанников стали понимать ценность домашней библиотеки для развития ребенка, организации содержательного семейного досуга. У каждого ребенка нашей группы есть дома книжная полка или стеллаж, у некоторых целый «книжный шкаф» с детской литературой. У мальчишек и девчонок есть любимые книги, которые они готовы перечитывать много-много раз. Книги, с которыми дошкольник учится фантазировать и познавать мир. Есть любимый герой, которым ребенок себя представляет во время игр.
Мальчики и девочки делятся своим литературным опытом. У многих появились свои литературные предпочтения. У Максима в домашней библиотеке более 5 книг А. Усачева и он продолжает просить у мамы купить книги именно этого писателя. У Лизы
выражен интерес к произведениям о животных. И так у многих.
Родители воспитанников осознают важность и значимость приобщения дошкольников к книге, к художественному слову. Являются полноправными и незаменимыми партнерами. Они так же имеют свои литературные предпочтения в детской художественной литературе. Кто-то обеспокоен нравственным воспитанием своего ребенка и предлагает взять сыну книги В. А. Осеевой или Л. Н. Толстого, а есть те, кто отдает предпочтение познавательной литературе. Чаще родители читают детям перед сном или в выходные дни.
Мамы и папы считают, что лучший подарок для ребенка - хорошая книга с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Ну и, о детском садике, конечно!
В наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.