Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Компетентность педагога в условиях дистанционного образования
Педагогическая компетентность педагога в условиях дистанционного образования
1. Дидактические особенности организации дистанционного обучения
Для внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс необходимо начать с модернизации существующих дополнительных общеразвивающих программ, поставить новые цели и задачи, представить ожидаемые результаты по изменению образовательного процесса, путем внедрения новой технологии.
Публикация «Компетентность педагога в условиях дистанционного образования» размещена в разделах
Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.
Для наилучшего понимания изменения в деятельности педагога дополнительного образования можно представить важнейшие особенности дистанционного обучения :
- необходимость стартового набора, в который входит комплект качественного технического обеспечения с выходом в Интернет, которое позволит эффективно осуществлять взаимодействие педагога и обучающегося. А также важным условием для обеспечения успешной работы педагога и обучающихся в системе дистанционного образования, является стартовые знания и умения в области владения компьютером, программным комплектом, для осуществления работы;
- интерактивность образовательного процесса, заключающаяся в непрерывном взаимодействии всех участников образовательного процесса, где каждый обучающийся в любой период обучения имеет доступ ко всем материалам обучения и к самому педагогу, который, в свою очередь, открыт для обучающегося, как источник опыта в определенной области;
- индивидуализация образовательного процесса, вытекает из принципа интерактивности, так как в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и персонифицировать процесс обучения.
Выделяют следующие формы дидактического процесса, реализуемого с использованием электронного обучения1:
1) Гибридное обучение - дидактический процесс осуществляется частично традиционным способом, частично через интернет. Например, теоретические основы, необходимые для приобретения определенных
навыков обучающиеся получают во время дистанционных занятий, при одновременной отработке практических навыков на традиционных занятиях.
2) Электронное обучение - дидактический процесс происходит полностью онлайн, педагог и обучающиеся не встречаются в традиционном классе.
3) Мобильное обучение - обучение с использованием портативного беспроводного оборудования (ноутбука, карманного компьютера или смартфона). Это оборудование должно иметь постоянный беспроводной доступ к интернету, позволяющий использовать ресурсы в любой момент.
4) Поддержка процесса традиционного образования методами дистанционного обучения для повышения уровня геймификации.
Другое разделение дидактических процессов, использующих дистанционное обучение, касается степени их интерактивности:
1) Обучение, при котором обучающийся работает только с дидактическим материалом, размещенным в сети или на компакт-диске. Этот тип обучения требует индивидуальной работы, регулярности и добросовестности, потому что обучающийся не мотивирован ни преподавателем, ни другими участниками дидактического процесса.
2) Курсы с электронным наставником, в которых обучающийся выполняет определенные задачи (самостоятельно ищет ответы на проблемные вопросы, выполняет интерактивные упражнения, решает тесты, но также получает поддержку преподавателя в чате, во время видеоконференции. В этом случае педагог выполняет консультативно- вспомогательную функцию, т. е. он не управляет дидактическим процессом, не проверяет выполненные задания и не напоминает о сроках.
3) Курсы с преподавателем в виртуальных классах. В этом случае основной контроль над ходом дидактического процесса принадлежит педагогу, который напоминает о датах, ставит вопросы, проверяет работу и предоставляет постоянную помощь. Сообщество, созданное в таком случае, позволяет выполнять те задачи, которые были невозможны в описанных выше формах, а установленные межличностные отношения часто являются мотивирующим фактором для участия в курсе.
Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях традиционной, аудиторной формы обучения описаны достаточно полно. Одна из наиболее известных в отечественной науке классификаций принципов педагогического взаимодействия принадлежит Д. А. Белухину. Он называет следующие основные принципы педагогического взаимодействия :
- гуманистическая направленность: направленность на развитие и совершенствование положительных сторон личностного потенциала обучающегося;
- опережающий характер педагогической деятельности, ориентация на будущее;
- творческий подход к определению содержания и форм педагогической деятельности;
- формирование мотивационной установки на сотрудничество в деятельности, равноправный и партнерский характер коммуникации между всеми субъектами педагогического взаимодействия;
- эмоциональная вовлеченность, эмпатия;
- психотерапевтический характер взаимодействия.
Дистанционная модель педагогического взаимодействия в качестве базовой характеристики предусматривает коммуникацию в особой информационно-образовательной среде. Специфика виртуальной среды кардинальным образом влияет на все компоненты педагогического взаимодействия. Исходя из своей сущности, дистанционный формат педагогического взаимодействия отличается от традиционной, аудиторной формы взаимодействия следующими параметрами: создает возможность значительного увеличения количества субъектов за счет тех участников, которые не могли бы лично присутствовать в силу географической удаленности, состояния здоровья, финансовых расходов и иных факторов; предоставляет возможность как синхронного, так и асинхронного взаимодействия при максимальном сохранении эмоционально-личностной составляющей (коммуникация в мессенджерах, просмотр записей); предоставляет условия для наиболее полного и качественного освоения учебного материала за счет возможности доступа к видеозаписям и электронным материалам (фактически весь процесс взаимодействия можнзафиксировать тем или иным способом для дальнейшего обращения, изучения и повторения, что положительно сказывается на эффективности и результативности обучения; предоставляет возможность в полной мере реализовывать индивидуальный подход в педагогическом взаимодействии; может создавать условия для повышения мотивации учащихся, их ориентации на непрерывный процесс обучения за счет использования современных цифровых технологий.
По мере постоянного развития современных технологий, дистанционный формат предоставляет все новые возможности для осуществления различных форм педагогического взаимодействия. В то же время, потребности образовательного процесса предъявляют специфические требования к использованию информационно-коммуникационных технологий, а именно: качество звука и изображения, уровень шума и громкости, надежность операционных систем и программного обеспечения, готовность и способность субъектов педагогического взаимодействия использовать все преимущества информационно-коммуникационных технологий. И если технические условия дистанционного взаимодействия могут оказаться объективным фактором, который зависит от уровня информатизации региона, оснащенности образовательного учреждения или материального положения участников взаимодействия, то массовая готовность к переходу на дистанционный формат взаимодействия является психологическим фактором, на который влияет множество объективных и субъективных условий каждого конкретного субъекта педагогического взаимодействия.
Исследователи неоднозначно оценивают влияние дистанционного формата на характер педагогического взаимодействия. А. Л. Абрамовский указывает на то, что при отсутствии непосредственного общения между субъектами педагогического взаимодействия теряется эмоциональная окраска, и за счет этого значительно снижаются возможности для воспитания личности и ее мотивации к обучению. Л. В. Кузьмина также обращает внимание на трудности, связанные с недостаточностью эмоциональной взаимосвязи субъектов педагогического взаимодействия. В то же время современные информационно-коммуникационные технологии, в частности, видеоконференцсвязь, которая за последние годы стала общедоступной и повсеместно внедрилась в процесс дистанционного образования, позволяют во многом нивелировать нехватку эмоционально-личностного компонента педагогического взаимодействия в дистанционном формате.
Отдельного рассмотрения требуют мотивационные особенности дистанционного формата взаимодействия. При отсутствии непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися значительная часть функции организации и контроля перераспределяется в пользу последних. Дистанционное педагогическое взаимодействие требует от обучающихся повышенного уровня мотивации, ответственности и самоорганизации, что может служить препятствием для нормального
построения эффективного педагогического взаимодействия. Взаимодействие в дистанционном формате способно влиять на внутренние психологические качества участников, вызывая их трансформацию и выступая важным фактором формирования нового социокультурного опыта. В целом, исследователи склонны оценивать психологические факторы дистанционного педагогического взаимодействия скорее положительно, несмотря на наличие некоторых проблем и противоречий, связанных как с технической стороной дистанционного взаимодействия, так и с эмоционально-мотивационными факторами субъектов педагогического взаимодействия.
Очевидно, что особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате становятся продуктом многообразных объективных и субъективных факторов, возникающих в зависимости от конкретных условий в той или иной ситуации педагогического взаимодействия. Тем не менее, представляется возможным выявить некоторые общие особенности педагогического взаимодействия в дистанционном формате : наличие особой информационно-образовательной среды, наличие специальных требований к техническому оснащению процесса, отличия психологического состояния субъектов (может характеризоваться как позитивными, так и негативными изменениями, а также особая роль эмоциональных и мотивационных факторов педагогического взаимодействия.
Концепция, которую многие педагоги осознали в 2020 г., заключается в том, что мы не можем проводить занятия в онлайн-среде так же, как это происходило в реальной аудитории. Данное различие вызвано тем, что он- лайн-общение существенно отличается от реального, даже если оно происходит через платформы для видеоконференцсвязи.
Вот некоторые из наиболее важных отличий:
- физическое разделение (тот факт, что вы находитесь в разных местах, влияет на управление группой учащихся и обучение);
- меньше физических средств обучения (использование физических предметов для обучения ограничено тем, что не все учащиеся могут иметь дома необходимые средства);
- ограниченная пропускная способность (в отличие от реальной группы, в виртуальном пространстве несколько человек не могут комфортно разговаривать в рамках одной онлайн-конференции или сессионного зала,
что приводит к более строгой модера-ции и более фронтальному стилю обучения);
- ограниченные возможности для неконтролируемой одноранговой связи;
- большее экранное время и большее время, проводимое в сидячем положении;
- технические трудности всех видов и различия в технических возможностях устройств, которые используются для обучения учащимися и педагогами;
- меньше отвлекающих факторов реальной жизни и большее количество отвлекающих факторов онлайн-среды;
- возможность использовать любую виртуальную среду для обучения (от зоопарка до космоса);
- возможность «посещать» дома друг друга;
- мультимодальность стала неотъемлемой частью обучения.
Обозначенные выше различия определяют следующие принципы педагогического взаимодействия в дистанционном формате :
1. Ясность и последовательность. Беспорядок в онлайн-классе куда более разрушителен, чем в реальном. Ясность и последовательность также важны, чтобы помочь обучающимся адаптироваться к новой учебной среде.
2. Коммуникация. Реальное общение - это то, чего больше всего не хватало обучающимся, и важно, чтобы они получали как можно больше возможностей коммуникации в онлайн-пространстве, через использование чатов и сессионных залов, подкастов, скринкастов и стримов.
3. Мультимодальность. Для ребенка (или взрослого) вредно находиться перед экраном в течение нескольких часов, не меняя деятельности. Поэтому важно, чтобы в рамках педагогического процесса чередовались различные виды деятельности, некоторые из которых могут заставить учеников отвернуться от экранов.
4. Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. До пандемии молодежь обычно использовала компьютеры и устройства для развлечений, игр и общения. Эта привычка влияет на их участие в учебной деятельности в дистанционной среде обучения. Преподавателям пришлось постоянно конкурировать за их экранное время с другими развлечениями, доступными в сети.
5. Детальное планирование онлайн-занятий. Безусловно, подготовка лучше импровизации, онлайн-занятия предоставляют меньше возможностей для оперативных спонтанных решений, поэтому крайне важно не только иметь твердый план, но и подготовить необходимые инструменты и материалы, а также проверить технические возможности используемых устройств.
Вышеизложенные принципы способны помочь преподавателю грамотно и эффективно выстроить педагогическое взаимодействие, оптимально организовать педагогический процесс и мотивировать обучающихся к активному участию в учебной и воспитательной деятельности в дистанционном формате.
2. Занятие как основная форма организации образовательного процесса. Особенности дистанционного занятия
Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке.
Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.
Основной целью дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного образования является обеспечение доступности получения дополнительного образования всеми детьми независимо от места проживания или состояния здоровья.
Причины, по которым ребенок не может посещать учреждения дополнительного образования, различны:
- удаленность населенного пункта от образовательных центров,
- дети не могут посещать занятия в связи с состоянием здоровья;
- дети, которые занимаются спортом, длительное время проводят на соревнованиях;
- дети с ограниченными возможностями здоровья.
Существует два способа применения дистанционных технологий :
1. Использование элементов дистанционных образовательных технологий в очном обучении (традиционные занятия чередуются с дистанционными).
2. Реализация образовательной программы в заочной форме исключительно на основе дистанционных технологий, электронного обучения.
Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у детей универсальных учебных, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя3:
1. Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Наиболее эффективными являются следующие формы и виды дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования :
- дистанционные курсы;
- дистанционные курсы для учащихся с поддержкой куратора (тьютора) с организацией постоянного коллектива детей, руководимого педагогом, который проводит регулярные занятия в соответствии с методическими рекомендациями куратора;
- дистанционные курсы без поддержки куратора, самообразование при участии родителей;
- творческие дистанционные проекты, организуемые педагогом для решения творческих задач в поддержку основного курса дополнительного образования, результатом чего является создание совместного образовательного продукта;
- дистанционные олимпиады, целью которых является творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями;
- онлайн консультации.
У обучения в дистанционной форме есть свои положительные и отрицательные стороны.
В рамках современного учебного занятия активно применяются дистанционные технологии обучения. Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что в современном образовании идет ориентация на формирование компетентности обучающихся в различных сферах дея- тельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие, что предполагает решение проблем и типичных задач, возникающих в реальной жизни, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Занятие в сфере дополнительного образования – способ, путь к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой (любой направленности)
Занятие, как основная организационная форма, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса. В нём взаимодействуют общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения
По главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:
1) изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.);
2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.);
3) самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
Чат – занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Форум – занятия – дистанционные занятия, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы –форма работы обучающихся по определённым темам внутри одного пространства. От чат - занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием обучающихся и педагога.
Вебинар – сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должна иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар – сессий характерно достижение образовательных задач.
И еще многие различные варианты веб-взаимодействия можно предложить, разработать и применять для получения наиболее качественного результата совместной деятельности педагога и обучающихся.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс :
- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;
- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
В педагогической литературе существует множество точек зрения на структуру учебного занятия в системе дополнительного образования :
1. Организация начала занятия, постановка задач занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Примерная Модель структуры дистанционного занятия включает в себя следующие элементы:
1. Мотивационный блок. Мотивация — необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся.
2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации)
3. Информационный блок (система информационного наполнения).
4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).
Требования к построению современных учебных занятий в системе дополнительного образования :
1) создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
2) целесообразное расходование времени занятия; 3) применение разнообразных методов и средств обучения;
4) высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
5) практическая значимость полученных знаний и умений.
При проектировании учебного занятия в системе дополнительного образования необходимо обратить особое внимание на содержание и технологии образовательного процесса, а так же на систему оценивания результатов учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержания и технологии организации образовательного процесса необходимо ориентировать учебные занятия на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов; использовать продуктивные методики и технологии.
Сегодня в систему образования, в том числе дополнительное образование, пришли понятия «метапредмет», «метапредметные подход» которые приобретают особую популярность.
"Мета "- («за», «через», «над», всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью
Таким образом, дистанционное обучение в дополнительном образовании детей открывает новые возможности для привлечения большего числа детей для занятий по различным направленностям, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития, расширяет временные и территориальные границы для желающих обучаться
по программам дополнительного образования, позволяет повысить привлекательность и конкурентоспособность отдельных учреждений дополнительного образования.