Беляшова Оксана Викторовна
Педагогическая инновационная деятельность в современной образовательной сфере
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена педагогической
инновационной деятельности в современной
образовательной системе. Авторы раскрывают и
детализируют такие термины, как новшество,
креативность, педагогические технологии, педагогические
инновации (ПИ) в детском образовательном учреждении
(ДОУ, школе и высшем учебном заведении (ВУЗ,
раскрывают их сущность и значение. Акцентируется
внимание на том, что современный ВУЗ должен ставить
перед собой идеи перспективного развития и пути их
Темочки:
реализации, при этом внедрение разнообразных ПИ
охватывает все звенья и элементы образовательной
системы (ОС).
Ключевые слова: педагогическая инновация,
образовательная сфера, креативность, технологии,
деятельность, детское образовательное учреждение,
школа, высшее учебное заведение.
Инновационная деятельность в сфере образования (СО)
со 2-ой половины XX века во всём мире начала
приобретать всё большие масштабы и значение. Это было
связано и вызвано объективной необходимостью поиска
путей преодоления кризисных явлений в СО, которое в
условиях трансформации индустриального общества в
131
постиндустриальное, технологической революции,
вызванного ею кризиса техногенной цивилизации и
обусловленной им угрозы глобальной экологической
катастрофы перестало удовлетворять образовательные
потребности общества и человека [3].
Инновация (анг. innovation - нововведение) – это изменение
внутри системы (in - внутри); создание и внедрение различного
вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные
изменения в социальной практике [9].
Педагогическая инновация (ПИ) - это педагогическое
нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение,
вносящее в СО стабильные элементы, улучшающие
характеристики отдельных частей, компонентов и самой
образовательной системы (ОС) в целом. ПИ могут
осуществляться как за счет собственных ресурсов ОС
(интенсивный путь развития, так и за счет привлечения
дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств,
оборудования, технологий, капитальных вложений
(экстенсивный путь) [2].
ПИ - это процессы создания, освоения и применения на
практике педагогических новшеств (ПН, которые касаются
содержания образования, методов и форм обучения,
организации и управления работой образовательных
учреждений. Они способствуют оптимизации
образовательного процесса (ОП, организации и управления,
созданию новых педагогических технологий (ПТ). [13]. ПИ
должны соответствовать критериям: оптимальность с учетом
уровня затрат сил и средств со стороны педагогов и
учеников, необходимых для достижения результатов;
креативность применения ПИ в массовом опыте;
прогрессивность ПИ; теоретико-методическая
обоснованность [5, 6].
ПИ происходят на разных уровнях ОП. ПИ в ДОУ должна
способствовать улучшению педагогической системы
детского сада, достижению более высоких результатов
образования. Новые ОП обеспечивают вариативность
педагогического процесса, ориентируются на
132
индивидуальные особенности ребенка, запросы его семьи.
Это может быть создание новых типов, видов и профилей
ДОУ. Внедрение ПИ в работу ДОУ требует изменений в
организацию методической службы. В связи с этим, особую
важность представляет профессиональная компетентность
педагогов и администрации, создание мотивационных
условий вхождения коллектива в ПИ, учет индивидуальности
педагогов, психологической готовности к новым видам
деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Для этого создаются творческие группы педагогов,
используются активные формы методической работы с
педагогическим коллективом : семинары-практикумы,
деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и
анализ проблемных ситуаций [3, 4].
К наиболее известным инновациям вобласти школьного
образования относятся : организация учебных занятий -
создание гомогенных классов с правом перехода в классы
другого уровня; организация профильных классов; методики
коллективных учебных занятий; применение игровых
методик; использование систем сетевого взаимодействия;
применение индивидуальных обучающих программ;
компьютеризация ОП; ПТ на основе принципа полного
усвоения; выделение национально-культурного аспекта
образования; программное обучение и проблемное обучение;
организация исследовательской деятельности школьников;
привлечение преподавателей ВУЗ для работы с одарёнными
детьми. В настоящее время создана сеть инновационных
школ: авангардные, пилотные, школы-лаборатории, опытноэкспериментальные, использующие в своей деятельности
новые модели образовательной деятельности [8].
ОП в ВУЗе приобретает сегодня черты «поликультурного
образования». Оно развивает способность оценивать явления
с позиции Человека, с позиции разных культур. В
современном мире создается поликультурная среда, которая
предполагает свободу культурного самоопределения
будущего специалиста и обогащение его личности.
Проявляется активное стремление к интеграции разных
133
типов ВУЗов в научно-образовательные мегаполисы
континентального, межрегионального и государственного
значения. Во многих развитых странах происходит
объединение университетов и институтов с промышленными
предприятиями [9].
Итак, формируется прочная база для научных
исследований и подготовки квалифицированных
специалистов для организации современного производства.
Вероятно, на современном этапе основными принципами
развития ВУЗов являются: взаимосвязь науки и практики в
процессе подготовки квалифицированного специалиста;
преемственность между всеми уровнями образования,
высокая духовность и чувства патриотизма студентов;
высокая корпоративность выпускников ВУЗов; высокая
гражданская позиция студентов; интеллигентность и высокая
духовность жизни ВУЗа независимо от политического строя
и экономических условий в стране [9, 10].
Инновационные направления в системе ВУЗ-ского
образования включают в себя : формирование и развитие
многоуровневой системы образования - это служит
мобильности в темпах обучения, формирует способность у
выпускника осваивать на базе полученного высшего
образования новые специальности; обогащение ВУЗа
современными информационными технологиями и ПТ,
повсеместное подключение в Интернет, развитие
дистанционных форм обучения в ВУЗе; появление
университетских комплексов (Кампусов); обновление
стандартов высшего профессионального образования с
учетом мировых требований [19, 21].
Таким образом, ПИ являются актуальной проблемой в
системе многоуровневого образования. Современный ВУЗ
должен ставить перед собой идеи перспективного развития и
пути их реализации, при этом внедрение разнообразных ПИ
и ПТ охватывает все звенья и элементы ОС. Современное ОП
в системе ВУЗов приобретает черты глобализации. Во всем
мире приходит понимание роли активной кооперации и
стремления к интеграции разных типов ВУЗов в научно-
134
образовательные мегаполисы континентального,
межрегионального и государственного значения.
Список литературы
1. Гостев А. Г. Современная школа : инновационное
образование : монография // Челябинск, 2010.
2. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Сущность и структура
педагогических инноваций // Сибирский педагогический
журнал, 2011. № 12. С. 26-34.
3. Елонова Ю. С., Елонова А. Я. Социальные инновации в
педагогическом процессе // Вестник РМАТ, 2015. № 2. С. 95.
4. Ильинская Я. А. Опыт развития систем непрерывного
образования в России и за рубежом // Современные
исследования социальных проблем, 2015. Том 46. № 2. С. 57.
5. Кирягина М. Е. Педагогические инновации в образовании //
Вестник Казанского технологического университета, 2012.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-innovatsii-vobrazovanii/ (дата обращения : 29.03.2019).
6. Креативная педагогика. Методология, теория, практика:
монография / ред. : В. В. Попов, Ю. Г. Круглов. 2-е изд. ,
испр. и доп. М. : Бином. Лаборатория Знаний, 2011. 319 с.
7. Панфилова А. П. Инновационные педагогические
технологии. Активное обучение: учебное пособие / 3-е
изд., испр. М. : Академия, 2012. 192 с.
8. Савина А. К. Непрерывное образование как реальность
современного мира // Педагогика, 2015. № 10. С. 105-113.
9. Сошенко И. И. Междисциплинарный характер понятия
«Инновации» // Вестник Томского государственного
педагогического университета, 2013. Том 141. № 13. С. 136.
10. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Исследовательская работа
студента: учебное пособие. [Электронное издание] /
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск,
2015