Русакова Ольга
Педагогическая гостиная «Мяч и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом для развития
речи у дошкольника
Л. : Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Публикация «Педагогическая гостиная „Мяч и речь“» размещена в разделах
Насущная проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации детей с дефектами речи.
Для вас, уважаемые родители мы подготовили разнообразные стимулирующие игровые приёмы здоровьесбережения, которые являются перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча.
2 слайд. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны и считаются самыми распространёнными в мире.
Однако опросы родителей показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не знают родители и игр с мячом. Из множества существующих игр большинство родителей называли в основном футбол.
3 слайд. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- как часто вы играете с ребенком?
- какие игры с мячом вы знаете?
- Какая польза от игр с мячом?
4 слайд. Значение игр с мячом в развитии ребенка в целом.
1) Побуждают ребёнка к общению.
2) Освобождают ребёнка от утомительной, неестественной для их возраста
неподвижности во время занятия.
3) Помогают разнообразить виды деятельности.
4) Развивают общую и мелкую моторику.
6) Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу.
7) Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
8) Развивают мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, улучшают обмен веществ.
9) Благоприятно воздействуют на развитие речи (расширению словарного запаса,
фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и развитию лексико-
грамматического строя речи).
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Возможные варианты игр с мячом:
• перебрасывание мяча друг другу;
• прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
• бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
• бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.
5 слайд. Пальчиковые игры с массажным мячиком, мячиком Су-Джок.
Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек ребенка и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячи.
Массажные мячики и мячики Су- Джок - эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц.
(Приглашаются родители и дети)
1. Массажный мячик.
Испечем мы каравай
Месим, месим тесто, (Сжимаем мяч, мяч в правой руке)
Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем)
Испечем мы каравай, (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай, валяй. (катаем мяч между ладошками)
2. Су-Джок.
Логопед: «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывание мяча по кругу.
«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю»- катание мячика по каждому пальчику.
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает»- перекидывание мячика из ладошки в ладошку.
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю»- с силой сжимаем мячик в ладошке.
Логопед: Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец руки надето колечко.
6 слайд. 2. Игры на формирование фонематического слуха.
«Услышь звук»
Дети встают вкруг, взрослый в центре круга. Взрослый бросает мяч, называет слово. Если звук есть в слове – ловить мяч, если нет – откинуть.
3. Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза (использование игрового мяча).
- Логопед: «Мы играем- раз, два, три, мяч бросаем, посмотри»- подбросить мяч столько раз, сколько слогов (звуков) в слове.
(Дом, мама, весна).
- Логопед: «Мяч об пол ударяй, слово на слоги разделяй»- разделить слова на слоги, ударяя мячом об пол.
(Весна, ручей, дерево, подснежник и др.).
7 слайд. 4. Игры на расширение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи (с перекидыванием мяча).
«Какое что бывает?»
Цель: Развитие памяти и внимания, активизация словаря.
Логопед: «Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает?»
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня).
Что бывает длинным? –(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур).
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф).
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье).
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь).
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко).
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли).
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка).
«Кто что делает?»
Цель: подбор глаголов к названиям профессий.
Логопед: «Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди?»
Взрослый говорит название профессии, а ребёнок подбирает слово-действие, например: строитель – (строит, повар – (варит, швея-(шьет, парикмахер- (подстригает, учитель- (учит, водитель- … (едет, врач- (лечит) и др.
8 слайд. Аналогичным образом можно организовать и следующие игры:
«Скажи наоборот»
«Скажи ласково»
«Летает – не летает»
«Когда это бывает?»
«Кто кем был?»
«Бывает — не бывает»
«Что за чем?»
«Что бывает круглым?» и др.
9 слайд. Т. о., можно сказать, что применение мяча в работе с детьми может быть полезным предметом. Игры с мячом помогают повысить интерес к занятиям, получать новые знания, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивает все стороны речевого развития у детей. Играйте, развивайтесь, учитесь!