Елена Пышнограева
Дидактические игры «Мяч и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мяч и речь
Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации, умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Развитие связной речи занимает центральное место в общей системе работы с детьми с ОНР в ДОУ. В работе с дошкольниками педагоги все чаще используют мячи разного цвета, размера и формы. На занятиях и во время свободных игр детей мяч помогает развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Поэтому на своих логопедических занятиях я использую мячи, которые с древнейших времен в культуре любого народа служили предметом для игр. Ими можно не только играть, мячи способствуют речевому развитию дошкольников. Приведу примеры игр с мячом.
Публикация «Дидактические игры „Мяч и речь“» размещена в разделах
Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4, 5 будем мячики считать.
Этот мячик из резины,
Этот мячик синий, синий.
Этот мяч большой и красный,
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать,
Будем с ними мы играть.
Игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики
Раз, два – прыгай мячик,
Раз, два – и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение.
Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно взять сразу два мяча или мячи разного диаметра.)
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами. Один ребенок бросает мяч и называет предмет. Второй ребенок, поймав мяч, должен назвать обобщающее понятие. Например: стол – мебель, чашка – посуда, самолет – транспорт и т. д.
Дидактическая игра «Поймай – скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч, называет животное. Ребенок, возвращая мяч, говорит, как животное голос подает. Например: корова – мычит, кошка – мяукает и т. д.