Анна Мишина
Опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Опыта работы „Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Основную задачу экологического образования невозможно реализовать только в дошкольном учреждении, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Эффективное взаимодействие с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия с семьей, все эти формы основываются на педагогике сотрудничества. Работа ведется в двух направлениях:
-педагог-родитель;
-педагог-ребенок-родитель.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников в ДОУ разработана система сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам работы относятся родительские собрания, семинары, семинары-практикумы.
В нашем детском саду проводятся групповые тематические родительские собрания «Природа и мы», «Добро пожаловать в экологию» во время проведения которых стараемся реализовать принцип партнерства, диалоги и общения происходят в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей.
На семинарах и семинарах-практикумах родители и воспитатели делятся практическим опытом по вопросам экологического воспитания детей.
В своей работе используем следующие индивидуальные формы работы :
беседы индивидуального характера, а также коллективные беседы и консультации, беседы при посещении на дому, например, «Как правильно организовать экологическое воспитание ребенка дома», «Экологическая азбука малышам», «Лекарственные растения родного края» .
Наглядно-информационные методы:
фотовыставки и фотопрезентации на темы: «Уголок природы», «Времена года», «Сажаем огород на окне», «Берегите лес» и т. д., где родители видят какая работа по экологическому воспитанию проводится с их детьми в группах, а так же сами принимаю активное участие в оформлении фотовыставок и фотопрезентаций.
Важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление стендов, папок-передвижок, буклетов, экологических газет на темы : «Одумайся, человек!», «Времена года», «Лекарственные растения», «Красная книга» и т. д. Активную помощь в подборе материала, фотографий, составление ребусов, кроссвордов оказывают семьи воспитанников.
Нетрадиционные формы работы с родителями :
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми помогают досуговые формы организации общения. Важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в досугах экологического содержания, в которых родители и дети являются непосредственными участниками: «Мы весну встречаем», «В весенний лес за приключениями», «Осень-осень, в гости просим» и т. д.
Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы. Темы некоторых конкурсов традиционны и планируются в соответствии с сезонными, календарными праздниками: «Осенние фантазии», «Пластилиновая страна», «Мир цветов», конкурс на лучшую кормушку, «Новогодняя фантазия». Многие выставочные работы долгое время украшают уголки природы, интерьер групповых комнат.
Семьи воспитанников принимают активное участие в природоохраняемых акциях: «Подкормите птиц зимой», «Весна пришла – прилетели птицы». Родители с удовольствием мастерят дома кормушки, скворечники. Стало традицией высаживание деревьев выпускниками вместе с родителями на территории детского сада.
Родители принимают участие в экологическо-оздоровительных прогулках в лес, экскурсиях в краеведческий музей, где дети знакомятся с животным и растительным миром. Эти знания помогают детям делать обобщения и выводы и перенести знания в новые ситуации.
Увлекательное трепетное отношение к природе формируется через проектную деятельность. Участвуя в летних проектах родители активно помогали в благоустройстве участков, оформляя их разными поделками, оказывали посильную помощь в цветниках и огородах. Вовлечение родителей в проекты экологической направленности решает задачи формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности в деле воспитания детей.
Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы не старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. Опираясь на семью, совместными усилиями мы решаем главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Разработанная система взаимодействия с семьями воспитанников позволяет эффективно пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность, тем самым создавать условия для постоянного общения детей с природными объектами.
Что дает такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива и родителей. В первую очередь это способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.