Людмила Ширяева
Сборник «Математика и жизнь» логико-математического развития детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Карлукский детский сад общеразвивающего вида»
Воспитатель Ширяева Людмила Устиновна.
Информационно-аналитическая справка
к методической разработке
Сборник материалов по экспериментированию
для логико-математического развития детей
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
старшего дошкольного возраста.
- Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, методах и приёмах, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема логико-математического развития дошкольников актуальна по следующим причинам: овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится размышлять, делать простейшие умозаключения и выводы, будет использовать активные поисковые действия, соотносить действия с результатом, прогнозировать результат и объективно его оценивать.
Проблема обучения детей математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. Повышением уровня творческой активности, у большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение математике в детском саду направлено на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Математика является универсальным методом познания окружающего предметного мира её роль в современной науке постоянно возрастает.
Принятие ФГОС дошкольного образования требует необходимости предусмотреть возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по интеллектуальному, математическому развитию.
Основы логического мышления закладываются в адекватных дошкольному возрасту видах деятельности.
- Данная методическая разработка может использоваться совместно с другими средствами обучения, применяемыми при изучении учебного материала. Она позволяет развивать у детей познавательную активность формирует интерес к поисково- исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. У воспитанников расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов.
- Инновационость методической разработки заключается в применении технологии исследовательской деятельности в работе с детьми (экспериментируя дети выявляют «проблему» исследуют и решают ее).
- Тематика и содержание методической разработки соответствует ООП МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида».
- Содержание методической разработки соответствует указанной теме: Сборник материалов по экспериментированию «Математика и жизнь» для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Весь предложенный материал сборника взаимосвязан и взаимообусловлен, приемы экспериментирования подчинены заданной теме, прослеживается чёткая реализация задач и поставленных целей.
- Содержание методической разработки ориентировано на дидактические принципы:
- дети используют теоретические знания о живой и неживой природе, человеке при выполнении практических заданий.
- на занятиях с применением Сборника материалов по экспериментированию «Математика и жизнь» осуществляется принцип систематичности и последовательности
- методическая разработка создана с учётом возрастных особенностей воспитанников старшего дошкольного возраста.
материал подобран на доступном для детей уровне,
соответствует их психологическим особенностям (при успешном выполнении заданий у них снижается эмоциональное напряжение, вызванное проблемной ситуацией. При систематически успешном разрешении ситуационных задач у них формируется уверенность в своих силах).
Используемый материал является рациональным для решения поставленных целей и задач.
-Апробация результатов исследования по теме «Логико-математическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» осуществляется в дошкольном образовательном учреждении МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Иркутского района с января 2017 года.
В исследовании принимают участие дети старшего дошкольников возраста 6-7 лет.
Внедрение в практику работы МДОУ практических заданий-приемов экспериментирования 2-3 раза в неделю, способствуют повышению познавательного интереса детей, проявлению способности к саморазвитию: взаимообмену мнениями, предположениями. Диагностика результатов на конец 2016 – 2017 года показала, что воспитанники стали лучше ориентироваться в пространстве (пример: движения стебля к солнцу, сравнивать свойства предметов (пример: летающие семена различных растений, лучше усвоили понятие четных и нечетных чисел (пример: на парнокопытных и непарнокопытных, научились логически рассуждать (пример: соотношение формы следа и животного) и т. д. Содержание данного материала обогатило предметно-игровую и образовательную среду старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения.
- В сборнике описаны организационно педагогические условия, материалы и методические приемы для организации экспериментальной деятельности.
-Эксперименты, предложенные в сборнике способствовали развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.
Также в процессе апробации у детей сформировались представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями в различных областях наук.
Старшие дошкольники получили представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания, фильтрования); об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др., представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
В процессе эксперимента дети научились пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли, получили элементарные математические представления о мерке – как способе измерения объема, массы, длины.
Работа по экспериментированию способствовала развитию у детей мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение) и в целом логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, результаты полученные при апробации, соответствуют прогнозируемым.
- Текст методической разработки соответствует нормам русского языка и стилю изложения учебных материалов.
- Применяемая терминология соответствует педагогическому тезаурусу.
- При написании методической разработки были соблюдены авторские права.
- Методическая разработка создана по принципу композиционного единства: цельность представленной информации, цветовые изображения, улучшающие визуальное восприятие цвета.