Федосеева Алеся
Педагогический опыт «Мультстудия в ДОУ как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
Реализация ФГОС ДО требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного образования. Основная задача ДОУ заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность дошкольников, побуждать интерес к разным видам действительности, удовлетворять потребность в познании, самовыражении.
Публикация «Педагогический опыт „Мультстудия в ДОУ как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Как известно, именно в дошкольном детстве закладываются основы этих важнейших качеств.
По результатам педагогических наблюдений в старшей группе № 7 было выявлено, что у детей группы слабо развиты коммуникативные способности (умение согласовывать свои действия друг с другом, сотрудничать, договариваться, у большинства детей выявлен недостаточно высокий уровень развития творческой и познавательной активности (любознательности). Очевидным стал поиск эффективных методов и приёмов педагогической работы и необходимость создания оптимальных условий для всестороннего развития детей. И таким средством я выбрала волшебный, удивительный мир мультипликации.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Актуальность и перспективность опыта.
Анимационные технологии являются современными и эффективными средствами, которые способствуют рациональной организации образовательной деятельности, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей.
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества.
В анимационном кино посредством слова, звука, изображения отображаются мысли и чувства творящего, которым может быть не только взрослый человек, но и ребёнок. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения.
Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, потому как создание фильма - это сложный, многоструктурный процесс, результат которого зависит от слаженности в работе всего детско-взрослого творческого коллектива.
Ведущая педагогическая идея.
Создание мультстудии в ДОУ, а также системная, целенаправленная работа в ней будет способствовать всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста ( важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).
Теоретическая база опыта.
В зарубежной и отечественной педагогике, начиная с конца XX века, мультипликация (анимация, как специальная технология, позволяющая создавать иллюзию движения неодушевленных объектов, активно используется в образовании детей, развитии их творческих способностей, познавательной и эмоциональной сферы, для коррекционно-развивающей работы и позитивной социализации детей.
Понятия «мультипликация» и «анимация» употребляются часто как синонимы, их основное отличие заключается в технике создания визуального образа. Мультипликация (от лат. multiplicatio «умножение») – комплекс технических приемов, создающих эффект движущихся объектов, трудоемкий процесс, поскольку каждый кадр создается «вручную», затем тиражируется. Анимация (от лат. Animatio «оживление; одушевление», движение объектов создается посредством специальных компьютерных программ.
Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л. И. Баженова, Г. Н. Козак, С. М. Эйзенштейн, М. И. Яновский, а также работ ряда мультипликаторов (Ю. Б. Норштейн, И. П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. Мультфильм позволяет использовать художественный приём – смешения фантастического и реального. По мнению мировых исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания.
Теоретические проблемы анимации, а тем более анимационной педагогики, мало разработаны. Данной проблемой в теоретическом аспекте занимались С. В. Асенин, Н. Г. Кривуля, А. А. Мелик-Пашаев, Ю. Б. Норштейн, Ф. С. Хитрук, Л. В. Носырев и др. Проблемы анимационной педагогики разрабатывали только практики, это Ю. Е. Красный и Л. И. Курдюкова (студия «Веснянка», П. И. Анофриков и Е. Р. Тихонова (студия «Поиск», М. И. Нагибина и В. В. Ищук (центр детского анимационного творчества «Перспектива»).
Основоположником анимационной педагогики является Ю. Е. Красный. В 1980-х годах совместно с Л. И. Курдюковой разработал и внедрил в практику методику анимационной педагогики. Опыт первых лет работы с детьми и развернутая демонстрация метода стали основой книги «Мультфильм руками детей» 6 .
Новизна.
Новизна опыта заключается в :
- разработке системы педагогической диагностики всестороннего развития детей, посредством применения анимационных технологий,
- разработке системы сотрудничества с семьями воспитанников в ходе реализации Программы.
Технология опыта.
Начиная работать с мультипликацией, я испытала так сказать «болезнь роста» : есть новое, ранее не используемое в нашем детском саду, оборудование в виде Мультстудии, есть контингент воспитанников, проявивших живой интерес к работе с мультипликацией, есть социальный заказ со стороны родителей, есть теоретические знания и начальные практические умения, полученные мною на курсах повышения квалификации по внедрению анимационных технологий в образовательный процесс ДОО.
Таким образом, была поставлена основная цель работы: создание условий для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста посредством применения анимационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Для достижения данной цели определены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать инструментарий для диагностики всестороннего развития детей, посредством применения анимационных технологий.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду мультстудии, обеспечивающую воспитанникам свободу выбора материалов и видов деятельности.
4. Разработать и апробировать план образовательной деятельности в мультстудии, включающий в себя знакомство дошкольников с техниками и алгоритмом мультипликационной деятельности, максимальное включение воспитанников во все виды деятельности, обеспечивающее всестороннее развитие детей.
5. Повысить компетентность родителей в области анимационной педагогики.
Изучив методическую литературу и существующие программы по данной проблеме, в своей работе я основывалась на следующих пособиях:
1. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»» Муроходжаевой Н. С., Пунчик, В. Н., Амочаевой И. В. Образовательный модуль "Мультстудия "Я ТВОРЮ МИР" является частью парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" ( авторы: Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин; под общей ред. Т. В. Волосовец).
2. «Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки» Велинского Д. В. ;
3. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации» Тихоновой Е. Р.
На основе данных пособий мной была разработан проект «Мультстудия «Анимашечки», которая рассчитана на детей старшей группы (от 5 до 7 лет).
Основные принципы проекта:
- тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу Мультстудии в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки).
Для оценки уровня развития детей в рамках реализации Программы, была разработана система диагностики воспитанников (Приложение 1).
В данную систему входит оценка самых разнообразных сфер, что отражает уровень всестороннего развития детей :
- Оценка интереса к анимационной деятельности
- Оценка развития познавательной активности
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее: реализация Программы «Мультстудия «Анимашечки»» имеет положительное влияние на всестороннее развитие детей. Данные факты подтверждают результаты диагностики развития детей.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может быть использован широким кругом педагогических работников : педагогами дополнительного образования, воспитателями, частично узкими специалистами ДОУ
Список источников и литературы
1. Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П. И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.
2. Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г.
3. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие Детская киностудия Поиск г. Новосибирск 2010 г.
4. Горичева В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г.
5. Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год.
6. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 1990. – 176с.
7. Красный Ю. Е. Анимационная педагогика [Электронный ресурс]. – URL : https://danilova.ru/club/tv_05.htm
8. Леготина С. Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.
9. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ Велинский Д. В. - Новосибирск, 2004 г.